|
нельзя заключить, что аналогичные культовые постройки имелись и у восточных
славян.
Столь же затруднительно ответить на вопрос, было ли в восточнославянском
обществе жречество. Возможно, к служителям языческого культа относились волхвы
— ведуны и чародеи, наделенные, по убеждению наших предков, сверхчувственными
способностями. Но, как явствует из некоторых данных, языческие ритуалы
совершались под руководством князей, сочетавших функции правителей и жрецов.
Летописец, в частности, рассказывает, что князь Владимир «творяше требу кумиром
с людьми своими». [21. ПВЛ.Ч. 1.С. 58.]
К исходу I тысячелетия н. э. восточнославянское язычество представляло
собой причудливое переплетение различных верований. Это была смесь языческих
культов разных уровней, начиная от архаических и кончая сравнительно поздними,
характерными для последней стадии развития первобытнообщинного строя. Поэтому в
религии восточных славян примитивизм соседствовал с относительно развитыми
воззрениями: русский славянин молился камням и болотам, но в то же время
поклонялся верховным богам огромных объединений племен, богам, которые
владычествовали над всем и всеми. Вот почему любые однозначные оценки
восточнославянского язычества недопустимы. Между тем в современной богословской
литературе оно толкуется как «темное, озлобленное, мстительное язычество». [22.
Днепров Р. Апостолам равный // Журнал Московской патриархии. 1958. № 5. С. 47.
Далее — ЖМП.] Оценка эмоциональная и вместе с тем далекая от исторической
действительности. Говоря о темных сторонах язычества восточных славян,
примитивности определенной части их верований, нельзя закрывать глаза на
достижения религиозного сознания русских славян, приближавшегося к монотеизму.
Довольно красноречива и веротерпимость русов по отношению к инаковерующим, будь
то иноземцы или даже соплеменники. Именно веротерпимостью объясняется тот факт,
что в Киеве еще за полвека до «крещения Руси» сложилась христианская община и
была построена соборная церковь. Заслуживает внимания рассказ летописца о
добродушной реакции закоренелого язычника князя Святослава на обращение в
христианство своих соотечественников: если кто хотел креститься, он не запрещал,
а лишь подсмеивался. [23. ПВЛ. Ч. 1.С. 45.]
Веротерпимость едва ли совместима с озлобленностью и мстительностью.
Рассмотрев вкратце материальную и духовную культуру восточных славян
VIIIX веков, обратимся к их общественному строю. При характеристике социальной
организации чрезвычайно важны материалы, добытые в результате археологических
раскопок восточнославянских поселений. Они были разбросаны в лесистых районах
по берегам рек, озер и других водоемов. На пограничье лесостепи и степи, где
существовала постоянная опасность со стороны кочевников, славяне укрепляли свои
поселения, или городища, которые имели небольшие размеры, не превышающие
полгектара. Часто рядом с укрепленным поселением располагалось неукрепленное. В
момент опасности укрепленный поселок превращался в убежище для всех обитателей.
В местах, лишенных угрозы нападения врагов (к западу от Днепра и на границе
лесостепи и леса), поселения обычно не укреплялись.
Что же представляли собой жилища восточных славян? Это были полуземлянки,
небольшие по размерам — от 10 до 20 квадратных метров. Неотъемлемой частью
внутреннего устройства жилых построек была печь, устанавливаемая в одном из
углов жилища. Встречались и открытые очаги. Все печные сооружения топились
«почерному». О том, что славяне жили в землянках, говорят не только
археологические, но и письменные источники. Арабский писатель ИбнРусте (рубеж
IXX веков) сообщает: «В земле славян холод бывает до того силен, что каждый из
них выкапывает себе в земле род погреба, который покрывает деревянной
остроконечной крышей, какие видим у христианских церквей, и на крышу эту
накладывает землю. В такие погреба переселяются со всем семейством и, взяв
несколько дров и камней, раскаляют последние на огне докрасна. Когда же
раскаляются камни до высшей степени, поливают их водой, от чего
распространяется пар, нагревающий жилье до того, что снимают уже одежду. В
таком жилье остаются до самой весны». Возможно, что ИбнРусте здесь
рассказывает не только о жилищах славян, но и об их банях. Во всяком случае
этому известию есть параллель в летописи, повествующей о путешествии апостола
Андрея в славянские земли, где тот якобы с любопытством наблюдал, «како ся
мыють» славяне.
Помимо жилищ на местах поселений восточных славян обнаружены хозяйственные
сооружения в виде ям и наземных построек. Ямы, как правило, примыкали к жилищам.
Наиболее крупные хозяйственные строения наземного типа группировались вместе и
находились за пределами поселения. Возникает вопрос: какой коллектив жил на
поселении вместе и кто располагался в отдельных жилищах?
Многие исследователи утверждают, что в открытых археологами жилищах
обитали малые (45 человек) семьи, объединявшиеся в территориальную общину. Для
обоснования этой точки зрения выдвигается два главных аргумента: небольшой
размер жилых полуземлянок, расположенных изолированно друг от друга, и
«миниатюрная» величина хозяйственных построек, соседствующих с жилищами. Однако
с подобными доводами трудно согласиться. Известно, что крупные родственные
союзы, засвидетельствованные и в глубокой древности, и в новое время, могли
жить не в одном, а в нескольких жилищах, составляющих поселок или усадьбу. [24.
См.: Фроянов И.Я. Киевская Русь: Очерки социальноэкономической истории. Л.,
1974. С. 3032.] Поэтому исходить из формальных признаков при определении
социальной организации обитателей восточнославянских поселений вряд ли
целесообразно.
Возникновение малой семьи и территориальной общины — итог длительной
социальной эволюции, сопровождаемой имущественной дифференциацией, появлением
|
|