|
разыскания в области славянских древностей. М., 1982. С. 3233.]
Широко бытовал у восточных славян и культ Волоса (Велеса). Волос — «скотий
бог», то есть бог скота, богатства, которое не следует понимать прямолинейно,
как только материальные ценности. Представления славян о боге ассоциировались с
жизненной удачей, везением, счастьем. Слово «бог», будучи общеславянским,
означает именно удачу, счастье. Поэтому богатый — это человек, имеющий бога,
счастье. В отличие от Перуна культ Волоса преобладал на севере и северовостоке
Руси. [15. См.: Иванов В.В., Топоров В.Н. Указ. соч. С. 55, 62; Успенский Б.А.
Указ. соч. С. 3233.]
Перун и Волос входили в число наиболее почитаемых божеств. Их имена попали
даже в договоры Руси с греками. Заключая договор 907 года, русские клялись
«оружьем своим, и Перуном, богом своим, и Волосом, скотьем богом». [16. Повесть
временных лет. Ч. 1. М.; Л., 1950. С. 25. Далее — ПВЛ.] В 971 году князь
Святослав вместе с воинами, окружавшими его, произнес клятву на верность новому
соглашению Руси и Византии: «Если же не соблюдем мы чеголибо из сказанного
раньше, пусть я и те, кто со мною и подо мною, будем прокляты от бога, в
которого веруем, — от Перуна и Волоса». [17. ПВЛ.Ч. l.C. 250.]
Важное место в пантеоне восточнославянских богов занимал Сварог — бог неба
и огня небесного. Сварожичем, или сыном Сварога, считали Дажбога, являвшегося
богом солнца. Хорс также был солнечным божеством. В лице Стрибога восточные
славяне поклонялись богу ветров. Менее ясна роль Мокоши, хотя культ этого
божества долго и цепко держался в народе. Одни исследователи полагают, что за
Мокошью скрывалась богиня плодородия, другие — преимущественно женское божество,
образ которого был связан с такими женскими занятиями, как прядение и
ткачество, третьи усматривают в Мокоши «бога приволжских восточных финнов».
Поверья о Мокоши сохранялись в некоторых северных местностях вплоть до
недавнего времени.
Восточные славяне научились изготовлять изображения своих богов. То были
антропоморфные изображения, получившие названия идолов. Создавались они из
дерева и камня. Среди находок из новгородских раскопок встречаются палочки с
навершиями, вырезанными в виде мужской головы. Ученые предполагают, что эти
фигурки — идолы домовых, покровителей семьи и защитников от злых духов. [18. См.
: Седов В.В. Указ. соч. С. 264.] Идолы, или кумиры, Перуна, Волоса и подобных
им божеств имели крупные размеры и представляли собой столбы, наверху которых
вырезалась человеческая голова. К сожалению, деревянные изображения такого рода
не сохранились до наших дней. Зато археологическая коллекция идолов,
выполненных из камня, достаточно обширна.
Самый замечательный из каменных кумиров — Збручский идол, обнаруженный у
подножия холма при Збруче, притоке Днестра. Он представляет собой высокий (2,7
м) четырехгранный столб. На каждой стороне его высечены изображения, над
смыслом которых можно лишь гадать. В верхней части столба изображены фигуры
четырех божеств, головы которых увенчаны общей шапкой. Трехъярусное
расположение изображений на столбе позволило предположить, что здесь нашли
отражение языческие представления славян о трехъярусном строении мира, а единая
для четырех божеств шапка воплощает идею «единого высшего бога». [19. Там же. С.
266.]
Кумиры, деревянные и каменные, являлись важнейшими атрибутами святилищ:
родовых, племенных и межплеменных. Арабский путешественник и писатель
ИбнФадлан видел на берегу Волги, поблизости от города Булгар, святилище русов,
в центре которого стоял высокий столб, имеющий человеческое лицо и окруженный
малыми кумирами. Тут русские купцы молились, приносили жертвы. В Киеве на холме
во времена князя Игоря поставили идол Перуна. При Владимире к нему присоединили
изваяния других богов. Сюда стекались люди для молений и жертвоприношений.
На протяжении последних десятилетий археологическая наука обогатилась
материалами, с помощью которых ученые восстановили облик восточнославянских
языческих святилищ. Большой интерес представляют наблюдения видного советского
археолога В.В. Седова, исследовавшего святилище Перуна близ Новгорода,
сооруженное в урочище Перынь, где Волхов вытекает из Ильменя. По словам В.В.
Седова, «Перынский холм, окольцованный по склонам сосновой рощей, величественно
и живописно господствует над северными низменными и безлесными берегами Ильменя.
Очевидно, здесь находилось не рядовое, а центральное святилище словен
новгородских. Во время языческих празднеств на холме могло собираться большое
количество народа. Центральную часть святилища составляла приподнятая над
окружающей поверхностью горизонтальная площадка в виде правильного круга
диаметром 21 м, окруженная кольцевым рвом шириной до 7 м и глубиной более метра.
Точно в центре круга раскопками выявлена яма от столба диаметром 0,6 м. Здесь
стояла деревянная статуя Перуна, которая, как сообщает летопись, в 988 году
была срублена и сброшена в Волхов. Перед идолом находился жертвенник — круг,
сложенный из булыжных камней. Ров, окружавший культовую площадку, представлял в
плане не простое кольцо, а ободок в виде громадного цветка с восемью лепестками.
Такую форму придавали ему восемь дугообразных выступов, расположенных
правильно и симметрично. В каждом таком выступе на дне рва во время языческих
празднеств разжигали ритуальный костер, а в одном из них, восточном, обращенном
к Волхову, судя по количеству углей и прокаленности материка, горел
"неугасимый'' огонь». [20. Там же. С. 261.]
Языческие святилища восточных славян обнаружены к настоящему времени во
множестве, причем открыты святилища как малых, первичных племен, так и крупных
межплеменных объединений. Молились ли они в закрытых помещениях храмового типа,
мы не знаем, поскольку нет данных, подтверждающих наличие подобных сооружений.
Известны, правда, деревянные храмы у балтийских славян. Но из этого никак
|
|