|
вторгались в общественную сферу, а князья — в культовую. Это в значительной
мере и предопределило положение церкви в древнерусском обществе в качестве
учреждения не только религиозного, но и социальнополитического. Вот почему уже
при Владимире высшие церковные иерархи активно включаются в политическую жизнь,
выступая советниками князя. Летописец сообщает, что к концу правления Владимира
умножились разбои. И тогда «сказали епископы Владимиру: „Вот умножились
разбойники; почему не наказываешь их?“ Он же ответил: „Боюсь греха“. Они же
сказали ему: „Ты поставлен богом для наказания злым, а добрым на милость.
Следует тебе наказывать разбойников, но после расследования“. Владимир же
отверг виры и начал наказывать разбойников, и сказали епископы и старцы: „Войн
много у нас; если бы была у нас вира, то пошла бы она на оружие и коней“. И
сказал Владимир: „Да будет так“». [20. ПВЛ. Ч.1. С.286.] Митрополит Иларион
также говорит о частых советах Владимира с епископами насчет
внутриобщественного строения.
Церковники неодобрительно относились к широко распространенному на Руси
обычаю употребления алкогольных напитков. И тем не менее их часто видели на
княжеских пирах. В чем причина такой непоследовательности? Она состоит в особом
значении пиров в Древней Руси. Княжеские пиры — это не просто увеселительные
попойки склонной пображничать Руси. Они заключали в себе важный политический
смысл, поскольку являлись формой общения князя со знатью и народом. На пирах
обсуждались вопросы текущей политики, вырабатывались практические решения. Это
была своеобразная дума в гриднице князя, сопровождавшаяся возлияниями,
носившими не столько бытовой, сколько языческиритуальный характер. Княжеские
пиры посещал даже такой блюститель христианских заповедей и морали, как
Феодосии Печерский, который вел беседы с князем во время пиршеств.
Появление на княжеских пирах епископов, игуменов и священников — знак,
свидетельствующий о деятельном участии духовенства в общественной и
политической жизни Руси XIXII веков. И здесь у духовной знати не было выбора:
она поступала так, как требовали господствующие в Древней Руси нравы и порядки.
Одна из главнейших обязанностей древнерусского князя — обеспечение
внутреннего мира. С приобретением церковной знатью политического влияния и
власти названная обязанность частично легла на ее плечи, особенно если это
касалось вражды князей, вызывавшей разорения и кровопролития. Летописи приводят
немало случаев, когда представители духовенства предотвращали жестокие
межкняжеские столкновения. Делали они это не только по личному побуждению, но и
по поручению городских вечевых общин. В 1097 году, например, князья Владимир
Мономах, Давыд и Олег пошли ратью на Святополка, правившего в Киеве. Напуганный
Святополк хотел бежать из города, но киевляне задержали его, послав мачеху
Мономаха и «митрополита Николу к Владимиру, говоря: „Умоляем, князь, тебя и
братьев твоих, не губите Русской земли. Ибо если начнете войну между собою,
поганые возрадуются и завладеют нашей землей, которую приобрели отцы ваши и
деды ваши трудом великим и храбростью, обороняя Русскую землю и другие земли
приискивая, а вы хотите погубить землю Русскую“. Всеволодова же вдова и
митрополит пришли к Владимиру и молили его, и поведали о мольбе киевлян —
заключить мир и блюсти землю Русскую и биться с погаными… И внял Владимир
мольбе княгининой… и послушался он ее как мать, и митрополита также чтил за сан
святительский, не пренебрег мольбой его». [21. ПВЛ. Ч.1. С.376377.]
Летописцы приводят немало случаев, когда иерархи брали на себя роль
примирителей воюющих князей. Вот лишь некоторые из них. В 1128 году игумен
КиевоАндреевского монастыря Григорий вместе с «собором иерейским» помешал
войне Мстислава Владимировича киевского с черниговским князем Всеволодом
Ольговичем, убедив Мстислава воздержаться от кровопролития. Митрополит Михаил
в 1136 году помирил великого князя Ярополка Владимировича с черниговскими
Ольговичами, «ходячю» меж враждующими лагерями с крестом. Тот же митрополит
Михаил удержал от столкновения князей Вячеслава Владимировича и Всеволода
Ольговича. Когда они готовы уже были сразиться, Михаил снова «заходил» между
ними, и дело кончилось миром. В 1195 году митрополит Никифор предупредил войну
Рюрика Ростиславича с Всеволодом Юрьевичем. При этом он говорил, обращаясь к
Рюрику: «Князь! Мы приставлены в Русской земле от бога удерживать вас от
кровопролития». Митрополит, как видим, мистифицировал свое предназначение
ссылкой на бога, вменившего якобы ему блюсти мир в Русской земле. Но за
мистическими рассуждениями исследователь должен видеть реальные отношения, суть
которых заключалась в том, что киевский митрополит, являясь не только духовным
пастырем, но и гражданским лидером, обязан был заботиться о внутреннем мире
ради общественного благоденствия. И эта роль ему была предписана не свыше, а
местной общиной и традициями социальнополитической жизни Руси XIXII столетий,
то есть чисто земными интересами.
В княжеских спорах клирикам приходилось выступать в качестве, если можно
так выразиться, третейских судей. В 1096 году Святополк и Владимир послали к
Олегу с такими словами: «Приходи в Киев заключить с нами договор о Русской
земле перед епископами и перед игуменами и перед мужами отцов наших и перед
горожанами, чтобы оборонить Русскую землю от поганых». Олег же, исполнившись
разума дерзкого и высокомерных слов, сказал так: «Не вместно меня судить
епископу, или игуменам, или смердам». И не захотел идти к братьям своим,
послушав злых советников». [22. ПВЛ. Ч.1. С.351.] Приведенный летописный текст
дает понять, что Олег приглашался в «старейший град» не только для
межкняжеского «поряда» о борьбе с «погаными» (половцами), но и для разрешения
взаимных обид, где епископам и игуменам наряду с боярами и массой горожан
надлежало быть арбитрами. Участие иерархов в выработке межкняжеских соглашений
вместе с представителями светской знати и народа — яркий штрих к политическому
|
|