|
церкви, которая заменяла им прежних владельцев. Это засвидетельствовано
церковными уставами. Однако бывало и так, что сами хозяева изгоев отдавали их
церкви. Пример такого рода перевода изгоев в ведение церкви представляет
грамота князя Ростислава. Князь вместе со смоленской общиной пожаловал епископу
села Дросенское и Ясенское, населенные изгоями, в результате чего они
становились церковными людьми.
Зависимость изгоев не феодальная. Выступая в качестве полусвободных, они
составляли промежуточную социальную категорию между свободой и рабством,
типичную для обществ с незавершенным процессом классообразования. Однако
изгойство могло эволюционировать в феодальную зависимость. К сожалению, изза
отсутствия соответствующих сведений нельзя сказать, насколько явственно этот
процесс обозначился в Древней Руси.
К полусвободным изгоям примыкали пущенники — отпущенные на волю без выкупа
рабы. Мотивы их освобождения бывали разные: благодарность за долгую и верную
службу, награда за отдельное проявление преданности со стороны раба, спасшее
жизнь господину, старость и болезнь раба, смерть господина, не имеющего
наследников. Освобождение и в данном случае носило условный характер:
отпущенный делался полусвободным и переходил в разряд людей, подведомственных
церкви.
Когда раба освобождали ради спасения души, он превращался в задушного
человека и поступал на попечение епископа. Отпуск на волю мог осуществляться по
духовному завещанию. Господам никто не мешал отпускать своих рабов и при жизни,
поскольку освобождение рабов считалось богоугодным делом.
К числу вольноотпущенников относились и прощенники. Происхождение термина
«прощенники» до сих пор остается неясным. Но их церковная принадлежность не
вызывает сомнений. По Уставной грамоте Ростислава прощенники жаловались
Смоленской епископии «с медом, и с кунами, и с вирою, и с продажами».
Подобно изгоям, пущенников, задушных и прощенников нет оснований считать
феодальнозависимыми. Это люди полусвободные, выходящие из рабства. А их
различные наименования отражают разные формы освобождения рабов, что вносило
определенное своеобразие в положение вольноотпущенников каждой категории.
Скудость источников не позволяет нам уловить нюансы, отличавшие изгоев от
пущенников, прощенников от задушных. Но помнить о специфичности каждой
категории необходимо. Знаток истории древней Франции Фюстель де Куланж писал:
«Очень важно обратить внимание на различные формы, в которых давалось
освобождение, так как отсюда проистекали значительные различия в положении
вольноотпущенников». [13. Фюстель де Куланж. История общественного строя
древней Франции. СПб.. 1907. Т.4. С.369.] Наблюдение маститого ученого вполне
применимо и к социальной истории Древней Руси.
Еще более важен другой аспект вопроса. Обилие терминов, обозначающих
полусвободный люд («изгои», «пущенники», «прощенники», «задушные»), говорит о
многочисленности разрядов полусвободного населения, вырывавшегося из полного
рабства. Само же множество промежуточных форм — признак не умирающего, а
жизнеспособного рабства.
Сделанные выше наблюдения приводят к выводам, имеющим существенное научное
и идеологическое значение. Из них явствует, что зависимое население,
эксплуатируемое древнерусским духовенством (белым и черным), состояло из рабов,
полусвободных и едва ощутимой по историческим источникам группы людей,
приближающихся к феодальной неволе. Рабовладельческие отношения, колеблющиеся
между полным рабством и полурабством (полусвободой), вполне соответствовали
социальной позиции церкви, приспосабливающейся к общественной организации Руси
XIXII веков. У исследователей нет фактов, свидетельствующих об отрицательном
отношении древнерусского духовенства к рабовладению как социальному явлению.
Тем более нет оснований рассуждать о борьбе церкви с рабством. Однако в
исторической науке (и дореволюционной, и советской) церковь нередко
изображается как воительница против рабства. О «решительном переломе»,
произведенном древнерусской церковью в холопстве, мы уже слышали из уст В.О.
Ключевского. Под этим впечатлением находился и такой демократически настроенный
историк, как А.П. Щапов. Он замечал: «Церковь русская в эпоху первоначального
развития в России рабства уже явилась такой крепкой духовной силой,
единственной, которая могущественно сдерживала стремление материальной силы к
порабощению и этому стремлению противополагала стремление к улучшению участи
порабощенных». [14. Щапов А.П. Сочинения. СПб., 1906. Т.1. С.4.]
Представления В.О. Ключевского, А.П. Щапова и других дореволюционных
ученых насчет особой миссии церкви в сфере рабовладения проистекали из
недостаточной изученности социальноэкономических отношений в Древней Руси.
Советские историки проделали огромную работу по исследованию
социальноэкономического строя Руси XIXII веков. К сожалению, многие не смогли
преодолеть старой историографической традиции, приписывающей церкви
несвойственную ей роль в судьбах древнерусского рабства. Переосмыслению
подверглись лишь мотивы, руководившие церковью в ее, так сказать, антирабской
деятельности. В частности, здесь были выработаны социальные критерии вместо
нравственных, на что делали акцент дореволюционные авторы. В итоге оказалось,
будто православная церковь стремилась ликвидировать невыгодный труд рабов за
счет внедрения более производительного труда феодальнозависимых крестьян. Это
положение превратилось в нечто само собой разумеющееся, повторяемое от одного
исследования к другому. Оно популяризируется даже в изданиях общества «Знание»,
появляющихся в преддверии тысячелетия «крещения Руси» и предназначенных для
лекторов и широкого круга читателей. Так, в одной из брошюр говорится, что
«православная церковь помогала утверждению передового для конца X столетия
|
|