|
интерпретировать как интуитивный ответ на разнообразие и изменчивость природы.
Мысль поэкспериментировать в этом направлении, возможно, пришла к скифам прямо
от
хеттов, так как царские захоронения, которые Куфтин раскопал в Триалети, в
сотне миль
от Тифлиса, обнаружили в себе большое количество золотых и серебряных предметов,
многие из которых несут на себе явные признаки хеттского происхождения. Другие
находки такого же типа и почти такие же богатые были найдены Петровским в
Кировакане
в Армении. Вероятно, они, в свою очередь, были завезены прямо из Малой Азии.
Большинство животных, которые появляются в искусстве скифов, играли важную роль
в
искусстве цивилизаций, процветавших в Египте и на Древнем Востоке начиная с
4-го
тысячелетия до н. э. Хотя некоторые художественные формы возникли в одном месте,
а
некоторые в другом, они распространились по всему цивилизованному миру того
времени
и стали узнаваемыми. Разные животные, реально существующие или придуманные,
таким
образом, изображались художниками всех рас, но в стиле, характерном для каждого
региона. На Ближнем Востоке изображения оставались сильно натуралистичными
вплоть
до шумерской эпохи, когда начали появляться геральдические композиции. Самой
популярной из новых мотивов была группа из трех фигур, в которую входили либо
человеческая фигура, либо дерево, либо животное, по обе стороны которого
располагались
изображения геральдических зверей. Первоначально центральная фигура
представляла
бога Гильгамеша, а звери олицетворяли власть Тьмы, с которой он был в
непрекращающейся вражде, но скифы преобразили его в Великую Богиню, а животных
—
в ее слуг. Сцены охоты стали выступать на первый план в Центральной Азии почти
в это
же самое время. Сказочные звери появились постепенно, но приблизительно с 3-го
тысячелетия до н. э. их необычные формы бросаются в глаза в искусстве
Месопотамии. Во
2-м тысячелетии агрессивные львы со свирепыми мордами стали охранять входы в
крепости, дворцы и храмы Хеттской империи. Разнообразные существа неустанно
наблюдали за памятниками, воздвигнутыми ассирийцами, а в великолепном дворце
Персеполя1 крылатые львы, нападающие на быков, провозглашали важную роль силы
как
с политической, так и с религиозной точки зрения. На юго-восточных окраинах
Евразии
грифоны с головами львов и орлов продолжали, пусть и не так театрально, стоять
на
страже драгоценных золотых кладов Сибири и Тибета.
К этому времени северная Сирия, Верхняя Месопотамия, большая часть Анатолии,
весь
район Армении и Кавказа и большая часть Персии образовали единый культурный
союз.
Попытки проследить источник анималистического стиля в искусстве скифов
оказались
бесплодными, так как следы многочисленны и ведут во многих направлениях. Так,
Ростовцев искал истоки этого стиля в Центральной Азии, Тальгрен — в российском
Туркестане, Боровка — в Северной Сибири, Шмидт — на Древнем Востоке, а Эберт —
в
Ионии и на побережье Черного моря. В действительности искусство скифов — это
система
элементов, принадлежащих ко всем этим регионам, построенная вокруг своего
особого
центра.
На Кавказе свой собственный «звериный» стиль в искусстве развился задолго до
появления в этом регионе скифов. Царские могилы в Майкопе датируются 3-м
тысячелетием до н. э., но именно там в качестве отделки одежды появляются
золотые
пластинки. Их культовые статуэтки быков и оленей выполнены в стиле, который в
какой-
то степени координируется с самыми ранними образцами анималистического
искусства, до
сего времени обнаруженными в работах дохеттского периода из могильника Аладжа-
Хююк в Анатолии. Франкфорт обратил внимание на стиль найденных там медных
статуэток быков, а Вьейра предполагает, что черты, присущие майкопским находкам,
возможно, были привнесены сюда народом, переселившимся в Анатолию с Кавказа.
Пигготт в неменьшей степени осо-шает эту связь. Но находки в Майкопе были не
единственным достижением. Последующие раскопки предоставили большое количество
доказательств того, что мастера по металлу находились в разных местах на
Кавказе
начиная с бронзового века. Куф-тин нашел четкое доказательство этому и в
Триале-ти, и в
Кировакане, а Гобеджишвили обнаружил останки интересных работ по металлу, а
также
мастерские с литейными формами и отливками, дат
|
|