|
еньшей
степени, и в
культуре Востока, и в культуре Запада.
Скифы образовывали хорошо организованные общины, с дисциплинированной
готовностью подчинявшиеся своим вождям. Но это был необузданный народ,
получавший
удовольствие от войны, грабежей и снятия скальпов со своих врагов. Не раз их
отвага в
бою вызывала настоящую озабоченность гораздо более могущественных царств:
Ассирии,
Мидии, Парфии и Греции. В VII в. до н. э. скифов боялись по всей Малой Азии, но
в то же
самое время их богатство и страсть к пышным украшениям снискали им
благосклонность
крупных греческих купцов, обосновавшихся на берегах Черного моря, а также
греческих
мастеров и ремесленников, поселившихся в Боспорском царстве, особенно в
Пантикапее.
Даже на таком раннем этапе своей истории скифы уже проявляли чрезвычайную
способность к пониманию и усвоению всего самого лучшего в современном им
искусстве
независимо от его происхождения и не замедлили обратиться за
высококачественными
изделиями к искуснейшим греческим мастерам, которые работали в понтийских
городах,
возникших на их южных границах в VII в. до н. э. Греки же со своей стороны не
отказывались работать для богатых кочевников, от которых они зависели в
получении
многих основных продуктов питания. Купля-продажа, вероятно, носила бартерный
характер, и начиная с VI в. до н. э. греки этого региона изготовляли изделия,
которые,
совершенно очевидно, были сделаны для скифской знати. Были найдены предметы,
украшенные сценами из жизни кочевников, которые могли представлять интерес
только
для вождей племен, обитавших в глубинных районах степи; они, вероятно, были
созданы
по специальному заказу. Мы можем заметить, что то же самое происходит на
юго-востоке,
в Сакизе, где, как пишет Гиршман, среди сокровищ, принадлежавших скифскому царю
Партатуа или его сыну Мадию, были найдены великолепные образцы ассирийско-
скифского ювелирного искусства.
Действительно, скифы так же активно участвовали в торговле, как и в войне, и
представляли собой настолько важный элемент жизни своей эпохи, что Геродот счел
необходимым посвятить им целую книгу в написанной им великой «Истории». Для
получения всей возможной информации он лично отправился в утомительное
путешествие
в Ольвию, греческое дальнее поселение, которое было основано в 645 г. до н. э.
у места
слияния Буга и Днестра. Чтобы существовать, Ольвия должна была пользоваться
защитой
скифов и зависела от торговли со скифскими племенами. За первое она платила
своего
рода дань. Геродот обнаружил, что Ольвия — приятный и процветающий город, и
посвятил свое пребывание там благой цели: он выучил название племени и узнал об
индивидуальных особенностях одного из вождей. Все это он занес в Четвертую
книгу
своей «Истории». Однако он был осторожен, проводя различие между фактами, в
подлинности которых он убедился сам, и сообщениями, полученными им от других,
которые он не имел возможности проверить. Но все же, несмотря на его отчет,
отсутствие
письменных источников в среде самих скифов стало сильным союзником забвения, и
память о скифах быстро потускнела с их уходом с политической арены. К IV в. н.
э.
цивилизованный мир того времени совершенно позабыл о них, и должно было пройти
пятнадцать столетий, прежде чем их искусство было открыто заново. Именно
благодаря
этому искусству им суждено было вновь инять свое место в памяти людей.
Первый шаг к восстановлению памяти о скифах был сделан в начале XVII в., когда
организованные шейки разорителей могил начали массовые грабежи могильных
курганов
в Сибири. Сообщения об их опустошении достигли Петра I. Хотя царь и был
озабочен
делами на западе, чтобы иметь возможность финансировать организованные раскопки
на
восточных территориях, он отдал четкие распоряжения: шайки разогнать,
виновников
наказать, а Награбленные ими предметы отослать к нему в Петербург. В положенное
время великолепная коллекция золотых поясных пряжек и пласт
|
|