|
ого поста. Это помогает объяснить сцену,
которая
часто повторяется в искусстве скифов, встречаясь на изделиях, найденных на
Таманском
полуострове, в Куль-Оба, под Воронежем и во многих других захоронениях. Сцена
изображает Великую Богиню, которой скифы поклонялись с особым усердием, сидящую
на троне, в то время как вождь кочевников стоит перед ней и либо получает у нее
согласие
на свое избрание, либо она наделяет его дополнительными способностями, которые,
вероятно, должны были ему помогать на его высоком посту. Наиболее впечатляюще
интерпретация этой сцены обряда посвящения, или помазания, выглядит на
войлочной
драпировке, найденной в кургане № 5 в Пазырыке (фото 30). На ней Великая Богиня
показана величественно сидящей на троне со штандартом или скипетром в левой
руке, в то
время как со всей самоуверенностью избранного перед ней изображен воин на коне.
Рис. 4. Образец рубахи из кургана № 2, Пазырык. [V в. до н. э.
Рис. 5. Образец короткой мужской куртки из кургана № 3. Пазырык. Ш—II вв. до н.
э.
Повседневная жизнь для свободного скифа была сравнительно обеспеченной. В целом
эти
края изобиловали рыбой и дичью, и обычно члены племени никогда не испытывали
недостатка в продовольствии. Их основную пищу составлял кумыс, то есть
перебродившее
кобылье молоко, до сих пор популярное на Кавказе и в Монголии, большое
количество
сыра и временами овощи, такие, как лук, чеснок и бобы. Они могли добавлять по
своему
желанию в свой режим питания тунца и осетра, любую дичь, а также конину,
баранину и
козлятину. Часто они готовили мясо в виде рагу
и огромных котлах особой формы, но иногда они делали нечто вроде рубца с
потрохами и
приправой, который, очевидно, можно было хранить при транспортировке. Как и
большинство людей, скифы любили получать от жизни удовольствия. Гиппократ писал,
что они были толстыми, ленивыми и веселыми и любили наилучшим образом провести
время, распивая нино за братскую верность из одного сосуда или кру-i опой чаши
и
предаваясь пению и танцам под аккомпанемент барабанов и струнных музыкальных
инструментов наподобие лютни.
Глава 2. Народ
Одежда
Скифы также очень любили нарядные украшения на одежде. Они могли выполнить
аппликацию с такой точностью и мастерством, что она походила на самую
изысканную
вышивку. Они делали для себя великолепную, но чрезвычайно практичную одежду,
часто
используя мех и кожу. Действительно, их кожи и шкуры были такой искусной
выделки,
что находили покупателей и в далеких краях. С наибольшей прибылью их меха
продавались на рынках Ассирии, Бактрии и Греции, а рынки мяса, зерна и рабов
располагались поблизости, по большей части в Понтийском регионе.
Рис. 7. Женский плащ из кургана № 2, Пазырык. IV в. до н. э.
Рис. 8. Рукав женского платья из кургана № 2, Пазырык. IV в. до н. э.
Шкуры и кожи, найденные в Пазырыке, имеют самое высокое качество, варьируясь по
фактуре от очень толстой, тяжелой кожи до кож таких же тонких и мягких, как и
многие
современные изделия. Оттуда были извлечены разнообразные предметы одежды,
причем
многие из них находились в отличном состоянии. Среди снаряжения и одежды,
которой
обеспечивались мертвые для жизни в мире ином, не было найдено штанов, но в
хорошем
состоянии сохранились две шерстяные туники, сшитые специально для этого случая.
Обе
они имели изящную талию и расширялись у бедер при помощи треугольных вставок.
Такие туники надевались как рубашки под короткие и длинные куртки. Три такие
куртки
сохранились в Пазырыке. Все они были сделаны на один манер и имели более прямой
покрой и большую длину, чем рубашки. Но все они были одинаково хорошо сшиты
аккуратными нарядными стежками, а затем покрыты витиеватыми яркими узорами-
аппликациями. Одна куртка была сделана из кожи, подбитой соболем, другая была
кожаная и без подкладки, а третья —
|
|