Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: История :: История Европы :: История России :: ТАМАРА Т. РАЙС - СКИФЫ СТРОИТЕЛИ СТЕПНЫХ ПИРАМИД
<<-[Весь Текст]
Страница: из 82
 <<-
 
ежали С ними в одном 

гробу. Это можно было бы принять И указание на то, что тамошние мужчины были 
моногамны или же что женщины были больше женами, нежели наложницами. Мнение 
древних греков о том, что в Скифии царил матриархат, не подтверждается никакими 

археологическими данными. Эта идея возникла, вероятно, из легенд, связывающих 
амазонок со скифами. В действительности же, однако, все существующие материалы 
свидетельствуют о том, что, хотя одежда скифских женщин была гораздо красочнее 
мужской, женщины тем не менее находились в подчиненном положении, вынужденные 
путешествовать в кибитках вместе со своими детьми, вместо того чтобы ехать 
верхом 
рядом со своими мужьями. Они были обязаны полностью посвящать себя домашним 
делам 
и иногда были вынуждены умирать вместе со своим супругом. И никакие символы 
власти 
не клались в их погребальные камеры. 
Кибитки, в которых путешествовали женщины и дети, двигались на четырех или 
шести 
колесах. Они покрывались войлоком, и пространство внутри было разделено на две 
или 
три части, или кабинки. Маленькие глиняные модели этих прототипов современных 
караванов были найдены в некоторых скифских захоронениях. Одна из наиболее 
интересных моделей была извлечена из Ульского кургана на Кубани. Удивительно 
похожие терракотовые модели такого же типа были найдены в Ронтусе и в 
Каппадокии. 
Ростовцев приписывает это сходство скорее общности расы, нежели влиянию 
торговли. 
Это сходство просто поразительно, и оно свидетельствует о том, что на скифские 
образцы 
мог оказывать воздействие быт народов, живущих на далеком берегу Понта 
Эвксинского, 
хотя нам так мало известно о тех далеких временах, что какое-нибудь 
незафиксированное 
передвижение народов вполне могло бы понести ответственность за такое сходство. 

Сейчас невозможно определить, служили ли крытые кибитки скифам в качестве 
постоянного жилища, куда мужчины, которые неизменно передвигались верхом на 
лошадях, возвращались с наступлением ночи как в дом; или же их надстройки можно 
было 
снимать и ставить в лагере как шатры; или скифы обычно использовали палатки, 
живя в 
крытых кибитках только во время кочевья. Украшение погребальных камер в 
курганах 
Пазырыка скорее подтверждает это последнее предположение, так как погребальной 
камере придавался вид шатра. Однако этот вывод не обязательно должен быть 
верным для 
скифов, которые обосновались в европейской части степи, хотя они вполне могли 
какое-то 
время разделять более простые обычаи жителей Алтая. Но в одном мы можем быть 
уверены: каким бы ни было их жилище, будь то кибитка или шатер, оно наверняка 
было 
удобным и многокрасочным. Предметы мебели, обнаруженные в Пазырыке, 

подкрепленные материалами из захоронений царских скифов и открытиями в Бактрии 
и в 
Нойн-Ула в северной Монголии, показывают, что у членов племени были и войлочные,
 и 
шерстяные ворсовые ковры. Нарисованные узоры в некоторых крымских погребальных 
камерах и фрагменты, найденные в Пазырыке, демонстрируют, для каких нужд их 
использовали. Не только ковры, но и ткани широко применялись в качестве 
настенных 
украшений, а также они несли в себе религиозный смысл, как это явствует из 
раскопок в 
Пазырыке (фото 30). Оттуда мы также уз-пасм, что по крайней мере на Алтае 
обычно 
пользовались войлочными драпировками, украшенными искусными узорами- 
аппликациями. 
Хотя царские скифы были более склонны к передаче титула вождя по наследству, 
родственные им племена, казалось, предпочитали избирать себе вождей. В 
захоронениях 
Пазырыка исключительно большой рост умерших вождей можно принять за ука-зание 
на 
то, что соплеменники считали физическое превосходство не менее важным качеством,
 чем 
интеллектуальное, для избрания на этот пост. Кубанские захоронения, как и 
другие 
погребения на европейской части степи, не дают никаких материалов, показывающих,
 
каким образом можно было получить титул вождя. Но вполне вероятно, что, как и 
во 
многих других кочевых общинах, личная храбрость имела некоторый вес при выборе, 
а 
богатства, скорее, появлялись уже после избрания человека вождем, нежели были 
средством к получению этого высо
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 82
 <<-