|
точно, как и границы пахотных земель среди
сельскохозяйственных общин. В результате племя часто проводит годы в одном и
том же
регионе, перебираясь с одних и тех же зимних пастбищ на одни и те же летние
луга, как
это делали их предки из поколения в поколение до этого.
Затем какая-нибудь непредвиденная перемена: климатическое бедствие вроде эрозии
почвы, или засухи, или акт агрессии со стороны соседей — лишает племя его
привычной
территории. В последующей (юрьбе за выживание лишенная своих владений и часто
голодающая группа людей уходит иногда для ТОГО, чтобы найти новые бесхозные
земли,
но чаще — чтобы завоевать их в борьбе с другим, желательно более слабым,
племенем.
Сезонные миграции евразийских племен дикто-Млись потребностью в траве, так как
летом
высохшая растительность азиатской части степи приводила племена на невысокие
горные
склоны, которые становились плодородными благодаря сильным ливням. Однако
осенью
из-за резких холодов растительность на большей высоте погибала, и племена снова
возвращались на равнину, которая к тому времени снова была покрыта зеленью. На
юге
России ровная в основном поверхность степи, отсутствие резких скачков
температуры и
малое количество населения дали кочевникам возможность располагать здесь свои
стойбища на длительные сроки, но в очень неблагоприятные зимы и лета многие
кочевники имели склонность перемещаться к руслам рек, где до воды было рукой
подать.
Сравнительно легкая жизнь в европейской части степи привлекала сюда азиатских
кочевников, которые слишком часто посягали на южную и западную территории степи
с
более мягким климатом. Их вторжения зачастую были не более чем быстрые налеты
на
соседние земли, но бывало иногда, что более сильное племя вторгалось с
намерением
добыть себе опорный пункт на более плодородной территории, и часто ему
удавалось
вытеснить оттуда более слабую общину. Если эта операция завершалась для
налетчиков
победой, большинство побежденных предавались смерти, а немногие оставшиеся в
живых
становились рабами. От них, помимо службы своим завоевателям, требовалось,
чтобы они
приняли обычаи и верования своих хозяев, но они часто умудрялись придерживаться
своих собственных традиций с таким упорством, что в конечном итоге определенные
черты их собственной культуры сохранились и смешались с культурой завоевателей.
В
результате смешанное мировоззрение постепенно стали разделять потомки и тех и
других,
пока они в свою очередь не были уничтожены или ассимилированы новой волной
захватчиков. Из-за этого отчасти так трудно точно установить расовые связи,
существовавшие среди племен евразийской степи, или даже определить тот вклад,
который внесло каждое из них в формирование так называемого «звериного» стиля в
искусстве, ассоциируемого со скифами.
В течение 1-го тысячелетия до н. э. жизнь в степи по большей части была
спокойной, так
как миграционное движение, приведшее скифов на юг России, развивалось так
медленно,
что жизнь людей в племени подвергалась только очень постепенным переменам.
Смешанная экономика, которая определяла основу их жизни, была в определенной
степени стабильной, и в течение VII и VI вв. до н. э. в войнах, которые вели
скифы,
участвовал не весь народ. Большинство их соплеменников, которые населяли Россию,
продолжали вести кочевой образ жизни, и многие мужчины были заняты главным
образом
уходом за своими стадами, охотой на птиц и зверей и рыбной ловлей, а также
торговали с
пон-тийскими греками.
У скифов была принята полигамия. Сыновья часто получали в наследство жен своих
отцов, хотя по крайней мере одна из них должна была по обычаю умереть после
смерти
своего мужа, чтобы получить возможность сопровождать его в мир иной. В про-
ГИВОВОС тому, что можно было наблюдать в захоронениях скифов, в пазырыкских
курганах женщины, умершие вместе со своими мужьями, часто
|
|