Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: История :: История Европы :: История России :: Елена Прудникова - Земля Богородицы
<<-[Весь Текст]
Страница: из 396
 <<-
 
ского толка. Например, очень любили это делать христиане-гностики.
Гностицизм – сложная смесь греческой философии с восточным мистицизмом. «Тайны 
бытия», «степени знания», мистерии, посвящения… все до боли знакомо, не правда 
ли? Сейчас подобные вещи называют эзотерикой, тогда – гностицизмом. Разница 
может быть в понятиях и терминах, но не в сути. Очищенную от туманных слов и 
понятий суть гностического учения определил американский ученый-библеист 
Даррелл Бок, выделив его основные черты.

«Центральным элементом воззрений гностиков была идея о том, что некоторые 
христиане имели доступ к тайнам или особенным, более полным учениям, которым 
остальные не обладали».
[91]
Метод знакомый и крайне простой: скажи, что владеешь тайным учением, после чего 
лепи все, что захочешь. Это проходили все, кто в 90-е годы ХХ века прикоснулся 
к так называемой эзотерической литературе: были ли это рассказы о «карме» или о 
«великих посвященных» – все равно. Само собой, «тайное знание» отличалось от 
христианства – иначе зачем оно было бы нужно?


«Гностики придерживались дуализма, радикального противоречия, которое гласило, 
что мир идей был божественно чист, в то время как мир материи – грязен и 
несовершенен. Истинный Господь (часто называемый Неоскверненным) был светом, 
частью мира идей, а не смертным творением. Во-вторых, проводится различие между 
смертным телом Спасителя, страдающим на кресте, и истинным, бессмертным телом, 
которое наблюдало за смертью Христа. Настоящим был второй Иисус. В-третьих, 
учение представляет собой тайну, откровение… Только избранные могут получить к 
ней доступ; только те, кто обладает “знанием”,

гнозисом».
[92]


Некий сюрприз ожидает нас, когда мы вслушаемся в терминологию. «Плерома» (Бог), 
«Демиург» (темное начало), «архонты» и «эоны» (духовные сущности)… Не стоит 
думать, что подобные учения плодились лишь в последние два века. Все это было 
уже тогда.
О творении мира гностики говорят примерно так: «одна из младших эонов, София, 
пала и дала жизнь Демиургу, Господу древнееврейских манускриптов. Этот злой Бог 
создал видимый мир, что было плохо, потому что Он заковал чистый, непорочный 
дух в бренное тело. Христос был эоном, который обрел плоть и пришел освободить 
нас от уз материи. К слову сказать, “нас” не означает всех. Божественная искра 
находится в душе далеко не каждого человека, а только у тех, кто обладает 
истинным разумом…»

О Христе у них тоже было свое понятие. «В Христе было две сущности: с одной 
стороны – воплощенный Господь и Спаситель, с другой – смертный человек. 
Спаситель пришел от Отца; Он был духовным созданием, не связанным с плотью, 
телом и смертью. На истинного Спасителя никак не мог повлиять низкий и грубый 
материальный мир. Человеческое тело, в котором был воплощен Христос, было 
распято, но настоящий Иисус не пострадал, в жертву было принесено только Его 
земное обличье. Истинный Христос смеялся над слепотой и невежеством мира».
[93]

Иной раз это бывало забавно. Гностические группы все время спорили между собой. 
Например, камнем преткновения стал секс. Одни группы утверждали, что тело 
человека грешное и грязное, поэтому надо отказаться от секса, а другие говорили,
 что тело – всего лишь иллюзия, поэтому, что бы оно ни делало, это не имеет 
значения. Все это, конечно, очень мило – но только какое оно имеет отношение к 
христианству?
Тем не менее гностики, нимало не смущаясь, использовали имя Христа, 
переписывали христианскую литературу и писали свою. На месте древнего города 
Хенобоскиона, в Египте, археологи нашли целую гностическую библиотеку, в том 
числе и несколько «Евангелий»: Фомы, Филиппа и уже упоминавшееся «Евангелие 
Истины». Что любопытно, в них почти ничего не говорится об Иисусе: это 
религиозно-философские трактаты об учении гностиков.

«Характерно, что имя Иисуса употребляется в Евангелии Истины всего несколько 
раз. В основном там говорится о Слове, которое те, к кому оно было обращено, 
называют Спасителем, “ибо таково название дела, которое оно призвано выполнить 
для спасения тех, кто не знает Отца”. О земной жизни Иисуса сказано, что Он 
пришел “в подобии тела. Свет говорил Его устами”… Иисусу-Слову 
противопоставлено Заблуждение – столь же абстрактное понятие, как и Слово. 
Заблуждение возненавидело Иисуса за то, что тот дал свет людям, и стало 
преследовать Его. В Евангел
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 396
 <<-