|
а встретился с Петром и стал его
секретарем. По просьбе римских христиан он и написал свое Евангелие. Это книга,
написанная для населения Рима, поэтому отсюда выпущено все, что имеет значение
только для иудеев. Здесь нет генеалогии Иисуса, нет противопоставления старого
и нового закона и многого другого. Здесь нет попытки доказать, что Иисус – тот
Мессия, которого ждали. Жители языческого Рима понятия не имели о Мессии. Это
просто рассказ о жизни и служении Иисуса, о Его распятии и воскресении.
Из текста видно, что Марк постоянно сверялся с Евангелием от Матфея, поскольку
в обеих книгах много одних и тех же сюжетов, несколько по-иному изложенных.
Почему-то ученые считают, исходя из этого, что Евангелие от Марка написано
раньше, а Матфей пользовался им как источником. Но ведь могло быть и иначе:
Марк брал сюжеты у Матфея, сверяясь с рассказами св. Петра.
Именно с Евангелия от Марка начал свое знакомство с христианством митрополит
Антоний Сурожский, человек, вклад которого в развитие христианства в наши
скудные верой времена трудно переоценить. Он сам свидетельствует о своем опыте.
«…Я у мамы попросил Евангелие, заперся в своем углу, посмотрел на книжку и
обнаружил, что Евангелий четыре, а раз четыре, то одно из них должно быть
короче других. И, так как я ничего хорошего не ожидал ни от одного из четырех,
я решил прочесть самое короткое. И тут я попался; я много раз после этого
обнаруживал, до чего Бог хитер бывает, когда Он располагает Свои сети, чтобы
поймать рыбу; потому что прочти я другое Евангелие, у меня были бы трудности;
за каждым Евангелием есть какая-то культурная база, Марк же писал
именно
для таких молодых дикарей, как я, – для римского молодняка. Этого я не знал –
но Бог знал. И Марк знал, может быть, когда написал короче других…
И вот я сел читать; и тут вы, может быть, поверите мне на слово, потому что
этого не докажешь. Со мной случилось то, что бывает иногда на улице, знаете,
когда идешь – и вдруг повернешься, потому что чувствуешь, что кто-то на тебя
смотрит сзади. Я сидел, читал, и между началом первой и началом третьей глав
Евангелия от Марка, которое я читал медленно, потому что язык был непривычный,
я вдруг почувствовал, что по ту сторону стола, тут, стоит Христос… помню, что я
тогда откинулся и подумал: если Христос живой стоит тут, значит, это воскресший
Христос. Значит, я знаю достоверно и лично, в пределах моего личного,
собственного опыта, что Христос воскрес, и, значит, все, что о Нем говорят, –
правда. Это того же рода логика, как у ранних христиан, которые обнаруживали
Христа и приобретали веру не через рассказ о том, что было от начала, а через
встречу с Христом живым, из чего следовало, что распятый Христос был тем, что
говорится о Нем, и что весь предшествующий рассказ тоже имеет смысл»
[85]
.
Многие, впервые читая Евангелие, ощущали нечто подобное, хотя, может быть, и не
так явственно и сильно. А просто читаешь и понимаешь, что все это – правда.
Но вернемся обратно, в I век по Р. Х.
«Как уже многие начали составлять повествования о совершенно известных между
нами событиях, как передали нам то бывшие с самого начала очевидцами и
служителями Слова, – то рассудилось и мне, по тщательном исследовании всего
сначала, по порядку описать тебе, достопочтенный Феофил, чтобы ты узнал твердое
основание того учения, в котором был наставлен», – так начинает свой труд автор
третьего Евангелия, Лука. Образованный человек, врач из Антиохии, ученик
апостола Павла и его спутник в путешествиях, он был, конечно, знаком с первыми
двумя Евангелиями и, надо думать, с многими другими писаниями первых христиан.
Он побывал в Иерусалиме, расспрашивал св. Петра и Иакова, брата Господня,
Иоанна, любимого ученика Иисуса. Наверняка он знал Мать Иисуса и родственников
Иоанна Крестителя. Лука попытался, насколько возможно, восстановить
обстоятельства рождения Иисуса и Иоанна Крестителя, и сделал это с дотошностью
ученого. Он сообщает много подробностей, которые не приводятся в первых двух
Евангелиях, и выстраивает повествование в хронологическом порядке.
Общение с апостолом Павлом, для которого, и вправду, не было «ни эллина, ни
иудея», для которого иудеи и вчерашние язычники в равной степени были братьями,
наложило свой отпечаток и на повествование Луки. Если Матфея в первую очередь
интересуют закон и пророчества, Марка – сила и власть Сына Божия, то основной
мотив Луки – «милость к падшим» и жертвенность. Он такой же страстный
проповедник равенства всех перед Господом, как и его учитель Павел.
Вторая книга Луки – «Деяния апостолов», написана в 64 году. Евангелие,
по-видимому, несколько раньше. С началом преследования христиан Нероном и после
смерти св. Павла Лука скрылся из Рима и перебрался в Ахаию и Беотию, взяв свой
труд с собой.
Особняком стоит четвертое Евангелие – от Иоанна. С первого взгляда видно, что
оно не похоже на другие ни по стилю изложения, ни по тому, что в нем говорится.
Среди обращенных христиан было много людей
|
|