|
о – это прямое слово, сказанное Богом человеку и открывающее волю и
смысл Его действий (в грядущие времена, в настоящем или даже в прошлом; Моисей,
например, пророчествует о прошлом, ибо раскрывает смысл изначальных Божиих
действий).
По сути, пророчество должно начинаться словами: “Господь мне открыл… Бог послал
меня возвестить вам… И сказал мне Бог…”
Только один Пророк на земле не начинал своих пророчеств с этих слов: Христос.
Это и вызывало удивление людей: “Кто сей, что говорит так? Почему Он говорит от
Себя, а не ссылается на откровения Божии? Странный какой-то пророк…”. Но ведь
Христос был не только пророком – он при этом был Тем, от имени Кого пророки и
говорят…»
[65]
Но все же пророчество – это не пятилетний план. В нем не говорится: «В таком-то
году произойдет то-то и то-то, и понимать это следует так-то». Пророчество
иносказательно, образно, поэтично, оно допускает разные толкования, причем
толкования, бытующие
до
исполнения пророчества, могут резко отличаться от тех, которые появляются
после
его исполнения. Вполне может случиться так, что нечто воспринимаемое как
иносказание, исполнится буквально, а то, что воспринималось как прямое
предсказание, получит символическое значение. О том, как читаются и понимаются
пророчества, рассказывает преподаватель Московской духовной академии, кандидат
богословия священник Димитрий Юревич.
Отец Димитрий.
В христианской Церкви в качестве основных применяются два метода толкования
Священного Писания. Первый из них – это буквально-исторический. Он используется,
чтобы раскрыть собственный, первоначальный смысл Писания: что происходило, как
это происходило. Второй метод – прообразовательный, о нем мы поговорим, когда
обратимся к новозаветным временам.
В Священном Писании Ветхого Завета содержится двуединое учение о личности
Мессии: как о человеке и как о высшем существе. Но открывалось оно постепенно.
Вначале Господь дал человеку обетование о том, что «из семени жены» произойдет
Избавитель, Который будет «поражать в голову» виновника падения человека –
диавола, и Который избавит людей от грехов их. Лишь позже раскрывается учение о
Божественном достоинстве Спасителя и Его страданиях ради искупления падшего
человека.
«И сказал Господь Бог змею: за то, что ты сделал это, проклят ты пред всеми
скотами и пред всеми зверями полевыми… и вражду положу между тобою и между
женою, и между семенем твоим и между семенемее; оно будет поражать тебя в
голову, а ты будешь жалить его в пяту». (Быт. 3: 14-15)
С этого обетования начинается цепочка ветхозаветных пророчеств о Спасителе.
После Адама и Евы еще одно обетование было дано Ною. После потопа Господь уже
не желает наказать людей физически, Он хочет, чтобы люди, осознавая духовные
проблемы, постепенно возрастали, с тем, чтобы им так же постепенно были даны
все новые и новые откровения о Мессии. Потом идет целый ряд откровений Аврааму,
Исааку, Иакову. Иаков, умирая, сказал в напутствии сыновьям:
«Не отойдет скипетр от Иуды и законодатель от чресл его, доколе не приидет
Примиритель, и Ему покорность народов».(Быт. 49: 10)
Что для нас важно – эти пророчества записаны в Пятикнижии Моисеевом. То есть,
по сути, Моисей и был тем пророком, который, общаясь с Господом, записывал эти
откровения. В них говорится о заключении завета уже не со всеми людьми, а с
конкретным народом. Неверно будет говорить, что это какой-то изначально особый
народ – это именно Господом созданный народ, Богом избранный и Богом созданный,
который должен был противостоять языческому миру.
Изображение Мессии как высшего существа, имеющего Божественное происхождение,
появляется только во времена Давида. В его псалмах присутствует понимание того,
что Мессия будет сыном Божиим.
«Я помазал Царя Моего над Сионом, святою горою Моею; возвещу определение:
Господь сказал Мне: ты Сын Мой, Я ныне родил Тебя». (Пс. 2:6-7)
«Сказал Господь Г
|
|