|
общество. Чтобы это
увидеть, достаточно посмотреть пару документальных фильмов – хотя бы знаменитый
сериал «Телефон спасения 911». У них потребление – в некотором роде уступка
греху. У нас оно почиталось за добродетель, на иных изгибах бытия откровенно
занимая место Бога. Как последняя соломинка, за которую цепляется утопающая
душа, – ну дайте хоть что-нибудь, ради чего мне жить!
У нас символом духовного поиска было поколение «шестидесятников». Сейчас в
газетах нередко публикуют современные фотографии тогдашних звезд. У многих в
глазах – растерянность и ужас.
В попытке найти смысл жизни чего только наше общество ни перепробовало. Обрели
долгожданное потребление – потребили, обожрались! Искали в области политической,
нашли демократию – вот уже сколько лет, как она стала в русском языке бранным
словом. Пришел капитализм – ну и что? Раньше была фабрика «Большевичка», теперь
– дешевые китайские шмотки, раньше завидовали секретарю обкома, теперь – новому
русскому. В чем разница-то? «Возвращение к истокам» тоже выглядит, надо сказать,
весьма жалко, ибо что будет с рекой, повернутой к истокам? Она обратится в
болото, и исток свой в то же болото обратит…
Что в этом прекрасном новом мире есть такого, за что можно было бы отдать
жизнь? Иначе говоря – ради чего живем? Неужели ради простой звериной цели –
прожить и вырастить детенышей? Оно бы и неплохо… если бы мы, как звери, не
ведали добра и зла. Но в обществе, ведающем эти понятия, есть один очень
нехороший закон бытия: нельзя долго удерживаться на одном уровне, можно лишь
двигаться – либо вверх, либо вниз. В духовном смысле мы идем явно не вверх. Так
в каком мире станут жить наши обожаемые детеныши?
В последнее время на лицах людей – на улицах, в транспорте, в местах
общественных увеселений – почти не бывает радости. Веселья – да, особенно
вечером в выходной, после пары бутылок пива. А радости…
Можно сказать, что эксперимент завершен. Результат его известен. Это потеря
ощущения не то что истории, а самой жизни как священного пространства, где
встречаются и ведут диалог Бог и человек. Конец истории – это не обязательно
атомная катастрофа. Это, может быть, и череда неотличимых серых будней под
пустыми небесами…
Они там, в Иудее, не понимали своего счастья. И не смогли бы понять. Их счастье,
что не смогли бы…
Слушайте, небеса, и внимай, земля…
Слушайте, небеса, и внимай, земля,
потому что Господь говорит…
Исайя, 1:2.
«Есть эпохи, когда симптомы перемен становятся почти осязаемыми, но тогда, в
период между 26 и 27 годами, близость каких-то необыкновенных событий
переживалась с исключительной остротой, – пишет отец Александр Мень. –
Апокалиптические книги питали надежду на свержение римского ига. Оживали
грозные видения Даниила и Еноха. Мысль о борьбе за независимость сливалась у
народа с представлениями о конце света. Ждали, что вот-вот грянут трубы
архангелов и на горизонте покажутся рати Сына Человеческого, идущего низложить
царство Зверя. В победах цезаря видели последние судороги сатаны; уповали на
чудесное вторжение Бога в ход истории, которое явит перед всеми мощь Его
Правды».
[64]
Ощущение надвигающейся грозы становилось невыносимым. И по всей Иудее, и за ее
пределами тысячи людей вновь и вновь обращались к ветхозаветным пророчествам,
находили в них обещание скорого торжества и победы над врагами.
Еще за две тысячи лет до Рождества Христова Ангел Господень сказал Аврааму:
«И благословятся в семени твоем все народы земли за то, что ты послушался гласа
Моего». (Бытие. 22: 18)
Начиная с этого обещания, иудейский народ жил ожиданием будущего величия. Но
шли века, а обещанное величие все не наступало, наоборот, умножались унижения и
скорби. И чем дальше, тем больше будущее иудеев связывали с приходом Мессии –
величайшего из царей, который восстановит величие Израиля и заставит склониться
перед ним все народы. Пророчествами о Мессии полон Ветхий Завет. Их читали и
перечитывали, загадочные речи пророков толковали и перетолковывали. Из них
следовало одно: что Мессия придет. Но когда придет, при каких обстоятельствах и
каким он будет – об этом говорилось столь туманно, что ничего конкретного было
не выяснить. Тем больший простор для фантазии и философии открывался в этих
речах.
…Сейчас принято называть пророчеством все что угодно. В этот ранг возводится
любое предсказание. Есть, например, такая книга: «Россия перед вторым
пришествием», в которой собрали все, от высказываний святых и старцев –
реальных, приписываемых им и подложных, до мнений философов и литераторов. И
все это, вместе взятое, назвали «собранием пророчеств».
Но любое ли провидение будущего является пророчеством?
Очень хорошо и четко, хотя, может быть, и спорно, разграничил понятия о. Андрей
Кураев.
«Любому разговору о современных “пророчествах” должна сопутствовать память о
слове Спасителя: “Закон и пророки – до Иоанна Крестителя” (Лк. 16: 16). Пророки
– как таковые – это образ именно ветхозаветной святости. Пророчество – это дар
тем людям, которые жили ожиданием Христа. А затем Господь людям уже не дает
этого дара с такой яркостью и полнотой, потому что главное уже совершилось в
нашей истории. Главное из будущего уже перешло в прошлое: “Бог с человеки
поживе…”
Пророчест
|
|