|
часто
подолгу смотрел на крыши над моей головой, и мне было совершенно понятно
евангельское сказание о расслабленном. Над брусьями потолка находился большой
слой тростника, этот тростник был прикрыт хворостом, а затем все это
покрывалось плотной землей, которая образовывала плотную массу. При подобном
устройстве кровли родственникам расслабленного очень легко было снять землю,
потом хворост и, наконец, и тростник, дело было бы не труднее и тогда, когда бы
земля была покрыта черепицами…»
[49]
Тот же миссионер объясняет на основании своего опыта еще один библейский сюжет.
«В Турции есть обыкновение всходить на кровлю дома, как скоро раздастся крик
“пожар”, чтобы видеть оттуда, в какой он стороне. Этот крик часто заставляет
подниматься с испугом жителей целого города; вот почему пророк Исайя говорит в
одном месте:
“Что такое случилось?
Зачем вы все взошли на кровли?” (Ис. 22:1). Восточные жители употребляют еще
террасы своих домов на различные хозяйственные нужды, именно на них сушат белье
и цветы, приготовляют финики и виноград, плоды которых большей частью
составляют им пищу. Здесь они беседуют со своими друзьями во время вечерней
прохлады; здесь же они находят спокойное место и для молитвы»
[50]
.
Впрочем, эта роскошь едва ли касалась Марии, которая была женой ремесленника,
плотника. Как мог выглядеть ее дом, описывает Анри Дидон.
«Дом, где вырос Иисус, совершенно похож на те, в которых живут палестинские
арабы. Тип восточных домов не изменяется веками; обыкновенно он бывает
квадратный, земляной или же сложенный из камней; вместо стен по большей части
грубый плетень, вымазанный глиной, которая в свою очередь высушена на солнце и
обмазана известкой. Крыша представляет собой террасу с балюстрадой; на нее
взбираются снаружи с помощью передвижной лестницы или же прямо устраивают
лестницу у стены. На террасе расположена так называемая верхняя комната,
служащая местом молитвы; в жаркое время года на ней строится шалаш из ветвей
или тростника, где можно провести ночь.
В домах обыкновенно бывает одна, реже две комнаты, и часто только одно
отверстие – дверь; перед домом – дворик, обнесенный оградой из камней, не
скрепленных цементом, или же из связок высушенного хвороста.
В одном из углов двора, около двери, хлебная печь, маленькое, круглое, глиняное
сооружение; она закрывается подвижной крышкой, а дно ее выложено камнями, на
которые кладется тесто.
Меблировка – самого первобытного свойства: две-три скамьи, стол, подушки,
брошенные вдоль стен, матрацы и циновки; подсвечники, в одном из углов лампа, в
которой горит масло; большой сундук для белья и платья, плетеная подушка,
несколько урн и базальтовый жернов для зерна. Камин, или, вернее сказать, очаг,
помещается иногда посреди комнаты; у двери каждого жилища привешен
продолговатый ящичек, “мезуза”, в нем лежит свиток пергамента, на котором
написаны фрагменты Закона, взятые из книги Второзакония».
[51]
Итак, одним из 204 городов Галилеи был маленький городок, название которого
сейчас, по его значению для истории человечества, стоит вровень с величайшими
столицами. Это – Назарет. Подробное описание этого населенного пункта дает
Эрнст Ренан в книге «Жизнь Иисуса».
«Назарет был маленький городок, расположенный в местности, открытой со всех
сторон, с которой виднелись вершины групп гор, заслоняющих с севера равнину
Эсдрелона… В настоящее время
[52]
население в нем имеет от 3 до 4 тысяч жителей, и оно, вероятно, не многим
изменилось с тех пор. Зимы здесь холодные, но климат очень здоровый. Назарет,
как в ту эпоху все небольшие иудейские города, был собранием хижин без всякого
стиля и имел тот жалкий и бедный вид, какой в семитических странах имеют все
деревни. Дома, вероятно, были те же сложенные из камня лачуги, без убранства
внешнего и внутреннего, которые и в настоящее время покрывают богатейшие части
Ливана… Зато окрестности прелестны, и никакая другая местность так не
гармонирует с мечтами об абсолютном счастье…
Антонин Мученик, в конце VI века, сделал прекрасное описание плодородия
окрестностей и сравнил их с раем. Некоторые долины со стороны запада
подтверждают вполне это описание. Источник, возле которого сосредоточивалась
некогда жизнь и веселье маленького городка – уничтожен. Теперь в его разрытом
ложе только мутная вода. Но красота женщин, собирающихся здесь вечером, эта
красота, замеченная еще в VI веке, и в которой видели дар Девы Марии,
сохранилась и до сих пор… Это сирийский тип, во всей своей чудной прелести. Нет
сомнения, что Мария приходила туда каждый день и с кувшином на плече бывала в
толпе своих соотечественниц, оставшихся неизвестными…
…Горизонт го
|
|