|
ину едят… К
ним прибавились известия о страшных небесных знамениях. И тут как раз подоспел
знаменитый указ Антиоха.
Царь послал в Иерусалим сборщика налогов Аполлония с войском. Тот в очередной
раз взял и разграбил город, обобрал храмовые сокровища, захватил женщин и детей
и множество скота. А в Иерусалимском храме был торжественно установлен
жертвенник Зевсу Олимпийскому, и ему стали приносить в жертву свиней.
Последователей иудейской веры приговаривали к смерти, священные книги отбирали
и сжигали. На священной горе Сион греки построили крепость, которую назвали
Акрой.
Ладно – греки, но Иешуа-Ясон мог бы и лучше знать своих соплеменников, народ, о
котором в свое время пророк Исайя сказал: «Я знал, что ты упорен, и что в шее
твоей жилы железные, и лоб твой – медный». Многие предпочитали, вместо того
чтобы покориться, стать мучениками за веру, а в народе уже в открытую
заговорили о последних временах. Началось общенародное движение против эллинов
и решаим, во главе которого стал жрец Маттафия, живший в маленьком городке
Эль-Медие, в 20 километрах от Иерусалима. Непокорный жрец отказался приносить
жертвы чужим богам и, в конце концов, разрушил жертвенник и убил иудея, который
готовился принести там жертву, а заодно убил и царского посланника.
После этого Маттафии ничего не оставалось, как только бежать. Он, вместе с
сыновьями, бежал в пустыню и начал партизанскую войну.
Сам он, впрочем, вскоре умер, и во главе повстанцев встал его сын Иуда. Сын
пошел в отца, и даже более чем… – за силу и отвагу его прозвали «Маккавеем»
(молотом). Молодому отважному предводителю было скучно сидеть в пустыне, и он,
собрав своих приверженцев, пошел на Иерусалим. Как раз в это время сирийский
царь, что было большой удачей для иудеев, воевал с Римом. То войско, которое он
сумел выставить, Маккавей легко разбил, взял Иерусалим и осадил Акру. Зевса из
храма тут же выкинули, восстановив жертвенник Иеговы.
Антиох отменил указ о запрещении культа Иеговы и обещал полное прощение всем
повстанцам, которые прекратят войну и вернутся домой. Но – поздно! Восстание
куда легче спровоцировать, чем остановить. В решающем сражении неподалеку от
Вифлеема царские войска все же разбили повстанцев. Сам Иуда Маккавей погиб.
Однако сирийцы все больше увязали в войне с Римом, им было уже не до непокорной
провинции, и, в конце концов, царь Деметрий II отозвал свои войска. В 142 г. до
Р. Х. Иудея стала независимой. Народу намного лучше не стало, но, по крайней
мере, веру оставили в покое.
Теперь уже Маккавеи следовали примеру Антиоха IV: они начали захватывать
территории и насильно обращать их население в иудаизм, а если те отказывались,
попросту их убивали. Так были перебиты жители приморского города Пеллы, а сам
город разрушен.
Впрочем, оказавшись на престоле, Маккавеи, или, как они стали называть себя,
Хасмонеи, выяснили, что власть и золото – вещи очень приятные. По примеру
предков они вели бесконечные захватнические войны, истощавшие страну. Население
обложили тяжелыми поборами, при дворе процветали интриги, заговоры и убийства.
И, что еще хуже, новые властители тоже начали подражать всему греческому. На
деньги, вырванные у налогоплательщиков, плодили чиновников, завели пышный двор,
строили дворцы и крепости.
Именно в это время оформились два основных политических течения Иудеи – фарисеи
и саддукеи. Основой движения саддукеев стали потомки первосвященника Садока, а
также представители аристократии. Это было движение богатых и знатных, опора
династии Хасмонеев. Они скрупулезно следовали закону, в то же время успешно
заигрывая и с эллинизмом. А главное – они поддерживали власть, которая завела
такие порядки.
Им противостояли фарисеи («обособившиеся», «недотроги»). В их общинах были люди
всякого звания, какой-нибудь пастух или угольщик мог достичь высокого положения
в сообществе. Фарисеи вели простой образ жизни, были умеренны в еде,
отказывались от всякой роскоши. За ними шел простой народ. Были у них и
религиозные разногласия с саддукеями: в частности, фарисеи верили в бессмертие
души, в загробное воздаяние за злые и добрые дела, в воскресение мертвых… Но в
то время они меньше занимались религиозными спорами, а больше – непримиримой
враждой с саддукеями.
Иудеи – народ, ни в коей мере не склонный к смирению. Вскоре грохнуло снова. С
90 по 84 г. до Р. Х. длилось руководимое фарисеями народное восстание. В конце
концов власти победили, перебив при этом 15 тысяч человек, да еще 8 тысяч
бежали из Иудеи.
Впрочем, толку от победы оказалось мало. Царь-победитель вскоре умер, на
престоле оказалась его вдова Саломея, благоволившая фарисеям. Теперь уже решаим
пришлось туго: фарисеи преследовали их с тем же ожесточением, с каким прежняя
власть преследовала их самих. Результатом стало еще одно восстание…
Трудно сказать, что в конце концов осталось бы от иудейского народа. Но вскоре
всех помирили. В 63 г. до Р. Х. римский полководец Помпей захватил Иудею.
Фарисеи открыли ему ворота Иерусалима, решив, что быть религиозной общиной в
стране, светская власть в которой принадлежит захватчикам, – это самое лучшее
для народа. И то верно: недавние события слишком хорошо показали, что
устраивают в своем государстве иудейские цари.
Римляне были подобны персам: их совершенно не интересовало, кому молятся иудеи,
лишь бы исправно платили налоги. Все внутренние дела они отдали синедриону и
правителю, получившему титул «царя иудейского».
Правителем страны от лица римлян стал идумеянин Антипатр. А пришедший к власти
в 37 г. до Р. Х. его сын Ирод окончательно помирил всех – он попросту истребил
враждующие знатные роды, взяв их имущество в казну. Столь же оригинален он был
и в религиозной политике: с одной стороны, затеял реставрацию Иерусалимского
храма
|
|