|
с другой – отстроил древнюю Самарию, соорудив там храм в честь
императора, и заставил всех подданных присягать римскому императору и ему,
Ироду. Жил он роскошно, его строительные инициативы требовали денег, подати
были зверскими. Житель Иудеи в качестве разного рода податей отдавал от 30 до
40 процентов cвоих доходов.
Иосиф Флавий писал об Ироде: «Он был не царем, а жесточайшим из тиранов,
когда-либо всходивших на трон. Он убил огромное множество людей, а многие из
тех, кого он оставил в живых, были так несчастны, что мертвецы могли бы счесть
себя счастливыми в сравнении с ними. Он не только мучил своих подданных, но и
дурно обращался с целыми общинами. Чтобы украсить чужие города, он разграбил
свой собственный и принес чужим народам дары, оплаченные кровью иудеев. И
взамен былого процветания и освященных временем обычаев народ стал жертвой
предельной нищеты и бесчестия».
Теперь восстания стали непрерывными, правитель отвечал кровавой резней, после
которой следовали новые восстания, и т. д. В городах вспыхивали погромы: эллины
били иудеев, иудеи – эллинов. Снова стали появляться пророки, не
предсказывавшие ничего хорошего. Талмуд насчитал, что в то время было двадцать
четыре разновидности сектантства. Зато храмовых жрецов народ не любил.
Страна напоминала кипящий котел. И кипела так до самой войны с Римом,
начавшейся в 66 г. по Р. Х. Римляне кардинально и окончательно решили иудейский
вопрос. Они разрушили все укрепленные города, перебили полтора миллиона человек
[34]
, а сто тысяч выселили и продали в рабство. Спустя еще шестьдесят лет иудеи
снова возмутились, тогда римляне довершили начатое, уничтожив остальные города
и разогнав население Иудеи по всему свету. Но это уже совсем другая история.
На первый взгляд и не скажешь, почему этот упрямый, непокорный и вечно
бунтующий народ – Богоизбранный. В чем его избранничество? На этот вопрос
замечательно ответил французский писатель Анри Дидон.
«В истории нет более яркого доказательства влияния промысла Божия, чем это
маленькое племя, отовсюду теснимое язычеством и никогда не падающее под его
игом… Вокруг евреев – все пантеисты; они одни только являются исключением; все
идолопоклонствуют – евреи и тут представляют собой исключение. Все обоготворяют
природу – евреи ей не поклоняются; у всех есть свои фетиши, еврей не признает
их. Вокруг них все обоготворяют своих вождей и царей; евреи считают Авраама
только своим родоначальником и тщательно скрывают могилу Моисея, который
продолжает оставаться для них высшим законодателем. Еврей убивает своих
пророков, но их вещее слово влияет на них, и голос умерщвленных приобретает
лишь большую силу над теми, кто не признавал их при жизни…
Среди всеобщего утомления и пресыщения, царивших в древнем мире, евреи никогда
не переставали жить божественной надеждой; они одни только верили в возрождение
человечества; одни они, в силу какого-то ничем разумным не объяснимого
убеждения, ожидали наступления золотого века, в то время как все остальные
народы считали его уже минувшим. Благодаря иудейству, идея о Боге вечно сияла
над омраченной землей, и ее влияние всегда оставалось очевидным, несмотря на
все заблуждения, в которые впадал человек.
От иудейской крови, оплодотворенной Духом Святым, родилось высшее существо,
нареченное Спасителем, существо, олицетворившее собой идеал пророков и
извлекшее отчаявшуюся и заблудшую душу человеческую из бездны, порока и зла,
куда она неудержимо стремилась».
[35]
Глава 2. Фон и декорации
(Иудея во времена Иисуса Христа)
В Палестине, на этом крошечном пятачке земли, на протяжении тысячелетий
разыгрывалась великая духовная и историческая драма. Она была мало видна
современникам, зато вполне ясна потомкам и более, чем бытие многих великих
народов, отразилась на судьбах мира.
К концу времени, названного позднее дохристианской эрой, эта драма была в самом
разгаре. В предыдущей главе мы постарались обрисовать ее фон и декорации, так
сказать, «по вертикали» – во времени. А теперь сделаем это «по горизонтали».
Какой мир открылся в конце I века до нашей эры новорожденной девочке по имени
Мириам – той, которую мир станет почитать под именем Богоматери или Девы Марии?
Палестина во времена царя Ирода
Что бы ни творилось в мире людей, «равнодушная природа» сияла все той же красой,
вводя в заблуждение исследователей из более поздних времен. Вернемся к уже
упоминавшемуся М. Я. Михайлову. В своем очерке «Страна и жители Палестины» он
описывает область обитания еврейского племени таким образом:
«…Страна разделялась на четыре области: Галилею, Самарию, Иудею на правом,
западном берегу Иордана и Перею на левом, восточном.
Галилея занимала площадь в 90 квадратных миль
[36]
у подошвы Ливана и Антиливана. Горы и долины чередовались с равнинами,
отличавшимися необыкновенным плодородием и редкой красотою. Иосиф
[37]
говорит о ней: “от Генисаретского озера простирается удивительно красивая
страна: пышно спеет здесь каждое растение, пальмы цветут возле ореховых
деревьев и фиг, десять месяцев в году земля дает вино и оливу”. По его словам,
в этой области, вместе с многочисленными деревнями, было 204 города с
населением от 1500 до 15 000 жителей. Так часто упоминаемые в Библии горы
Кармель и Фавор находятся здесь. Там была также равнина Изреель, известная по
многим битвам, происходившим на ней…
Самария, вторая область, лежала к югу от Галилеи… Иосиф говорит об этой области
как о стране, богатой источниками, дающей особенно много плодов и весьма
изобилующей лугам
|
|