|
также риторам, философам, грамматикам и врачам (Dig. 27.1.68)79.
Наличие норм, относящихся к наказанию за отказ от исполнения воинского долга,
конечно, свидетельствует в первую очередь о распространении среди римских
граждан нежелания исполнять эту почетную, но рискованную обязанность80. Однако
эти нормы по своей сути соответствуют базовым принципам гражданско-общинной
военной организации, а само их наличие и воспроизведение в императорском
законодательстве подтверждает определенную преемственность в развитии армий
Республики и принципата с точки зрения принципиальной ориентации не на наемное,
а на гражданское по составу войско. Еще более интересные корреляции между
республиканскими традициями и нормативной практикой императорского времени
обнаруживаются и в такой сфере, как социальные и моральные критерии отбора
рекрутов.
Античные авторы со всей определенностью указывают на первостепенную значимость
отбора новобранцев. Вегеций неслучайно именно с этого вопроса начинает свое
«Краткое изложение военного дела», подчеркивая, что по сравнению с другими
народами, отличавшимися физической мощью, многочисленностью, хитростью и
богатством либо теоретическими познаниями, римляне «всегда выигрывали тем, что
умели искусно выбирать новобранцев, учить их… законам оружия…» (Epit. Пер. С.П.
Кондратьева). Подробно рассуждая о том, из каких провинций и народов, из каких
социальных и профессиональных групп предпочтительно набирать солдат, Вегеций
высказывает убеждение, что в качестве солдат сельские жители однозначно
предпочтительнее горожан, подверженных соблазнам городской жизни, что в
древности «один и тот же человек был и воин и земледелец, меняя таким образом
лишь вид оружия» (I.3).
Здесь эпитоматор явно повторяет очень распространенный в античной литературе
топос, который в данном контексте заслуживает более подробного анализа.
О том, что земледельческий труд в наибольшей степени способствует воинскому
мужеству и закалке, писали многие греческие и римские авторы (например, Xen.
Oecon. IV.2-3; Aristot. Pol. III.3.2, 1278 a; Pseudo-Aristot. Oecon. I.2.3,
1343b). Общеизвестно мнение Катона Старшего, что именно из земледельцев выходят
лучшие граждане и наиболее храбрые воины81. По словам Колумеллы (De re rust.
Praef. 17), «истинные потомки Ромула, проводившие время на охоте и в полевых
трудах, выделялись физической крепостью; закаленные мирным трудом, они легко
переносили, когда требовалось, воинскую службу. Деревенский народ всегда
предпочитали городскому». Дионисий Галикарнасский (Ant. Rom. II.28.1-2), явно
следуя распространенному мнению, утверждает, что еще Ромул запретил свободным
гражданам заниматься доходными профессиями и отдал предпочтение только
земледелию и военному делу, указав, что каждое из этих занятий нуждается в
другом. Соответствующий образ Ромула как воина-крестьянина, легко меняющего
плуг на меч и копье, рисует Проперций (IV.10.17-20). Плутарх (Numa. 16)
замечает, что земледельческий труд, как никакое другое занятие, сохраняет
воинскую доблесть, необходимую для защиты своего добра, но совершенно
искореняет воинственность, служащую несправедливости и корысти. Ритор II в. н.
э. Максим Тирский в двух декламациях, посвященных, соответственно, вопросам о
том, кто полезнее — солдаты или земледельцы, используя традиционный набор
топосов и многочисленные реминесценции, в платоновской манере приходит к
смешанному, среднему решению, что полезнее всего сочетание крестьянина с воином,
а лучший тип солдата — это солдат-крестьянин, который всегда предпочтительнее
наемника (XXIV.6 e-f).
Вполне очевидна морализаторская тенденциозность подобного рода суждений. Но
следует, наверное, согласиться с теми исследователями, которые в подобных
высказываниях усматривают не одну только голую риторику, но находят, как
минимум, отклик на идеи официальной пропаганды или актуальные проблемы
современного момента82: у Проперция это мог быть отклик на реставраторские
установки политики Августа, а у Максима во второй половине II столетия — на
проблемы, связанные с развитием локального рекрутирования. Представляется, что
идеологема «крестьянин-собственник — хороший солдат» лежала в основе
продолжавшейся и в период Империи практики наделения ветеранов землей в
качестве praemia agraria. Как отмечает П. Брант, несмотря на решение Августа в
13 г. до н. э. заменить при отставке земельные наделы денежными выплатами, чего
солдаты всегда требовали (Dio Cass. LIV.25.5), практика наделения землей
ветеранов в силу социального консерватизма продолжалась и в период принципата
военные колонии в провинциях в целом вполне себя оправдывали благодаря усилиям
тех солдат, которые и после 25-летней службы возвращались на землю и
становились хорошими хозяевами83. Эту политику можно рассматривать как
продолжение старой республиканской традиции84. Предоставление ветеранам
земельных участков продолжалось и после того, как при Адриане прекратилось
выведение ветеранских колоний85.
Важно отметить, что в качестве хорошего воина мыслился не всякий сельский
житель, не пролетарий, но достаточно зажиточный крестьянин или вообще
собственник. Наверное, поэтому у Цицерона вызывали очень резкое неприятие те
rustici и agrestes homines, которые набирались в легионы во время гражданской
войны и которых он даже в одном месте именует «скотиной» — pecudes (Phil. VIII.
9; X.22)86. На мотивы предпочтения в качестве воинов состоятельных граждан
указывает Авл Геллий (XVI.10.11), который, говоря о том, что пролетарии и
capite censi призывались в войско только в чрезвычайных ситуациях, объясняет
это тем, что имущество и деньги, которыми обладали воины, являлись своего рода
залогом, опорой их верности и любви к отечеству. По той же причине и Валерий
Максим (II.3 pr.; II.31) называет введенный Марием набор в легионы неимущих
«негодным» (fastidiosum dilectus genus), противопоставляя этому новшеству то
|
|