|
и при других преступных деяниях, усиливается в зависимости от присвоенного
достоинства, ранга и рода войск (Dig. 49.16.2.1). Тот же автор конкретизирует,
на кого именно распространяется этот запрет. Ему подлежали, в частности, лица,
пораженные в правах: уголовные преступники, приговоренные ad bestias, сосланные
на острова с лишением прав, обвиняемые в тяжких уголовных преступлениях (reus
capitalis criminis), включая тех, кто обвинялся по закону Юлия о прелюбодеяниях
(Dig. 49.16.4.1-2; 7).
Более того, вступление на военную службу возбранялось также и тем лицам, чей
юридический статус оспаривался, хотя бы в действительности они являлись
свободными, независимо от того, решался ли вопрос о потери или приобретении ими
свободы40. Равным образом не имели права быть зачисленными на военную службу и
те свободные, которые добровольно находятся в услужении (qui ingenui bona fide
serviunt), а также выкупленные от врагов, до тех пор, пока они не уплатят
внесенной за них суммы (Dig. 49.16.8; cp. 40.12.29 pr. 1). Впрочем, на практике
смертная казнь к рабам, теми или иными путями оказавшимся в армии, могла и не
применяться. Но срок давности у данного преступления, по-видимому, отсутствовал,
и даже успешная служба не являлась смягчающим обстоятельством. На это
указывает сообщение Диона Кассия (LXVII.13.1) о том, что Домициан, будучи в 93
г. цензором, вернул господину некоего Клавдия Паката, который дослужился уже до
звания центуриона, после того как было доказано, что он является рабом.
Наши источники не позволяют ответить на вопрос о том, насколько
распространенными были случаи вступления в армию рабов и прочих лиц из
приведенного перечня. Но, по-видимому, их нельзя считать чем-то совершенно
исключительным41. С этой проблемой пришлось столкнуться Плинию Младшему в
бытность его наместником Вифинии. К нему для расследования были присланы двое
рабов, оказавшихся среди новобранцев и даже уже успевших принести присягу42.
Вероятно, именно с последним обстоятельством связано затруднение, возникшее у
Плиния при рассмотрении этого дела и побудившее его обратиться к императору
(Epist. X. 29-30). Из ответа Траяна явствует, что рабы, сами предложившие себя
в качестве добровольцев, подлежали смертной казни; если же они были взяты по
набору или в качестве vicarii, т. е. в замену кого-либо, то это рассматривалось
как ошибка чиновников, проводивших смотр новобранцев (inquisitio)43. Не
исключено, что в некоторых случаях чиновников к подобным «ошибкам» могли
побудить взятки. Известно, что с коррупцией при проведении наборов в армию,
пытался бороться еще Цезарь, предложивший в 59 г. до н. э. lex Iulia de
repetundis, по которому получение взятки при наборе расценивалось как опасное
должностное злоупотребление44.
Если рабам и уголовным преступникам военная служба воспрещалась в любых родах
войск, то вольноотпущенники могли служить, но только в наименее престижных
частях — в отрядах ночной стражи (cohortes vigiles) и на флоте, что являлось в
императорское время устойчивым обычаем, потому что, судя по юридическим
источникам, какого-либо прямого запрета отпущенникам служить в других частях
армии не существовало45. Исключения лишь подтверждают это правило. Как и рабы,
liberti призывались в войско лишь в экстремальных ситуациях, подобных тем, что
возникли во время Паннонского восстания и после гибели легионов Вара или в
результате эпидемии чумы в период Маркоманнских войн. При этом, однако, они
составляли отдельные отряды и не смешивались со свободно-рожденными46. Служба в
частях auxilia и в легионах вольноотпущенников крайне редко фиксируется
документальными источниками, вероятнее всего, потому, что бывшие рабы старались
не указывать свой статус47. Так, во времена Тиберия известен один
вольноотпущенник, служивший в вспомогательной части48. Из среды отпущенников,
возможно, происходил Аврелий Аргив, центурион III-го Италийского легиона (АЕ.
1982, 730; 182 г.), хотя он, скорее всего, получил полные гражданские права еще
до поступления на службу49. В Дигестах (29.1.13.7) упоминается miles libertus,
но неизвестно, в каком роде войск он служил.
Таким образом, бывшие рабы, хотя и приобретали с отпуском на волю римское или
латинское гражданство, в отношении военной службы стояли ниже перегринов или
незаконных солдатских детей, которые имели возможность стать римскими
гражданами одновременно с поступлением в легион, не говоря уже о том, что им
был открыт такой путь, как служба во вспомогательных войсках. Юридических
препятствий для этого не существовало50. Практика рекрутирования перегринов в
легионы начиная с Флавиев получает все большее распространение. В середине II
столетия Элий Аристид в своем «Панегирике Риму» (75; ср. 78), подчеркивая, с
какой тщательностью римские власти отбирают солдат, как особую мудрость римлян
отметил то, что поступающим на военную службу предоставляется римское
гражданство. «Сделав гражданами, вы таким образом делаете их и солдатами, —
пишет он, — и таким образом граждане, принадлежащие к известной общине, не
несут военной службы, а несущие ее остаются вполне гражданами, так как,
лишившись своего прежнего гражданства со вступлением в ряды войска, становятся
с того самого дня гражданами вашего города и хранителями его» (пер. Ив.
Турцевича). Такой подход, пусть даже сам старый республиканский принцип
взаимосвязи прав гражданства с правом служить в легионах приобретал все более
формальное значение51, несомненно, позволил Риму, расширив территорию
рекрутирования практически на весь средиземноморский мир, примирить между собой
принципы добровольности и качественного отбора контингентов.
Известны, однако, случаи (правда, сравнительно немногочисленные и связанные с
особыми ситуациями), когда перегрины принимались в легионы с сохранением своего
исходного статуса, без предоставления гражданства. Такой прецедент был создан
еще Юлием Цезарем, который зимой 52-51 гг. до н. э. сформировал из
трансальпийских галлов знаменитый legio Alauda — легион Жаворонков (Suet. Iul.
|
|