|
S. 890 ff.).
[59] Процитируем вторую часть этого текста: [C]n. Pompeius Se[x. f. imperator]
virtutis causa | equites Hispanos ceives [Romanos fecit in castr]eis apud
Asculum a(nte) d(iem) XIV K(alendas) Dec(embres) | ex lege Iulia (ILLRP,
515=CIL VI. 37045=CIL I2. 709=ILS 8888).
[60] Подробно см.: Maxfield V.A. The Military Decorations of the Roman Army. L.,
1981. P. 126-127; 218 f.; 227.
[61] Mann J.C. A Note on the Numeri // Hermes. 1954. Bd. 82. P. 501-506;
Speidel M.P. The Rise of Ethnic Units in the Roman Imperial Army // ANRW. Bd.
II. 3. 1975. P. 203.
[62] Holder P.A. Studies in the Auxilia of the Roman army from Augustus to
Trajan. Oxf., 1980. P. 29-30.
[63] Cp. Carrie J.-M. Op. cit. P. 104.
[64] P. Fay. Barns 2=CPL 102=Daris, 2: [—iuratusque dixit per — se inge]nuum
natum et c(ivem) R(omanum) esse iusque militandi in leg(ione) habere. См.:
Davies R.W. Op. cit. P. 208 ff.; Gilliam J.F. Op. cit. P. 207 ff.
[65] Ps.-Hyg. De munit. cast. 2: Legiones, quoniam sunt militiae provinciales
fidelissimae, ad vallum tendere debent, ut opus valli tueantur et exercitum
gentibus suo numero corporali in muro tene[ant].
[66] Дион Кассий, сообщая о подарках Калигулы по случаю его облачения в toga
virilis, пишет, что наряду с гражданами их получили преторианцы, vigiles и
«войска из граждан» — ????????? ?????????, т. е. легионы и cohortes civium
Romanorum.
[67] Wesch-Klein G. Op. cit. S. 57, со ссылкой на: Bagnall R.S. The Florida
Os-traka. Documents from the Roman Army in Upper Egypt. Durham, 1976.
[68] Wesch-Klein G. Op. cit. S. 186.
[69] Domaszewski A., von. Die Rangordnung des romischen Heeres / Einfuhrung,
Berichtigungen und Nachtrage von B. Dobson. 3., univeranderte Auflage. Koln;
Wien, 1981. S. 68; Maxfield V.A. Op. cit. P. 121 ff.
[70] Brunt P.A. Conscription and volunteering… P. 98-99, с указанием источников.
Это, в частности, были I-й Италийский легион, созданный Нероном для похода к
Каспийским воротам, II-й и III-й Италийские, набранные Марком Аврелием около
165 г., а также Парфянские легионы, сформированные Септимием Севером.
[71] У античных авторов причины этого процесса связываются с установлением
единовластия, которое, обеспечив мир и защиту границ, оградило италийцев от
трудов, что лишило их воинственности (Herod. II.11.3 sqq.; Tac. Hist. I.11.3;
Dio Cass. LVI.40.2; LII.27; Aur. Vict. Caes. 3.14). Современными
исследователями предлагаются различные объяснения. Одни фактически разделяют
мнение древних о том, что после гражданских войн италийцы утратили воинских дух,
или же принимают старую версию о том, что италийцы были сознательно отстранены
от военной службы Веспасианом и его преемниками по политическим мотивам. Другие
считают, что власти руководствовались стремлением сохранить население Италии и
избежать непопулярности в связи с проведением наборов, вызывавших ненависть
населения, которое не желало покидать комфортную привычную жизнь на родине ради
службы в отдаленных провинциях. П. Брант полагает, что отказ от привлечения
италийцев связан с заинтересованностью властей в локальном наборе, который
гораздо успешнее обеспечивал приток солдат-добровольцев и позволял экономить
средства на транспортных расходах (Brunt P.A. Italian Manpower… P. 414; idem.
Conscription and volunteering… P. 103-107, c обзором существующих точек зрения).
К этому можно добавить и то соображение, что при Флавиях происходит
переориентация клиентских связей новой династии с общин Италии на города
римского права в Галлии и Испании (Колобов А. В. Указ. соч. С. 14-15).
[72] BruntP.A. Conscription and volunteering… P. 98-99.
[73] Mommsen Th. Romische Staatsrecht… Bd. III. S. 298; cp. Bd. II. S. 849 f.
[74] Brunt P.A. Italian Manpower… P. 391 ff.; 408-415; idem. Conscription and
volunteering…
[75] Brunt P.A. Conscription and volunteering… P. 112-113.
[76] Dig. 49.16.4.10: Gravius autem delictum est detractare munus militiae quam
adpetere. См. об этой норме: Kissel Th.K. Kriegsdienstverweigerung im romischen
Heer // Antike Welt. 1996. Bd. 27. Hft. 4. S. 290; Wesch-Klein G. Op. cit. S.
160 f.
[77] Брант отмечает (Italian Manpower… P. 391, с источниками), что эти суровые
наказания часто могли заменяться более мягкими: штрафами, содержанием в оковах,
поркой, лишением имущества.
[78] Так, известно, что Август приказал продать в рабство вместе со всем
имуществом одного римского всадника, который двум своим сыновьям отрубил
большие пальцы рук, чтобы избавить их от военной службы (Suet. Aug. 24.1). К
аналогичному способу избежать призыва на военною службу прибег во время
Союзнической войны римский всадник Гай Веттиен, который отрубил себе все пальцы
на левой руке, но мы не знаем, понес ли он какое-либо наказание (Val. Max. VI.3.
3). Согласно эдикту Траяна (Dig. 49.16.4.12), отец, изувечивший своего сына при
наборе во время войны с целью сделать его негодным к военной службе, подлежал
ссылке. Известен декрет Константина, воспроизводимый императорами Валентинианом
и Валентом, по которому тех, кто избегает военной службы, отрубая себе пальцы,
все равно надлежало использовать на государственной службе, но в другой сфере
(CTh. VII.13.4), а согласно конституции Валентиниана и Валента (368 или 370 г.),
колоны, пытавшиеся избежать военной службы таким путем, подлежали сожжению, их
же владельцы, не помешавшие им в этом, наказывались штрафом (CTh. VII.18.2).
Аммиана Марцеллин как о распространенном явлении пишет о таких членовредителях,
которых в Италии называли murci (Amm. Marc. XV.12.3). Отец, укрывавший во время
|
|