|
главным образом из молока,
сыра и мяса. Ни у кого из них нет определенных земельных участков и вообще
земельной собственности; но власти и князья каждый год наделяют землей,
насколько и где найдут нужным, роды и объединившиеся союзы родственников, а
через год заставляют их переходить на другое место. Этот порядок они объясняют
разными соображениями; именно, чтобы в увлечении оседлой жизнью люди не
променяли интереса к войне на занятия земледелием, чтобы они не стремились к
приобретению обширных имений и люди сильные не выгоняли бы слабых из их
владений; чтобы люди не слишком основательно строились из боязни холодов и
жары; чтобы не нарождалась у них жадность к деньгам, благодаря которой
возникают партии и раздоры; наконец, это лучшее средство управлять народом
путем укрепления в нем довольства, раз каждый видит, что в имущественном
отношении он не уступает людям самым сильным.
23. Чем более опустошает известная община соседние земли и чем обширнее пустыни,
ее окружающие, тем больше для нее славы (9). Истинная доблесть в глазах
германцев в том и состоит, чтобы соседи, изгнанные из своих земель, уходили
дальше и чтобы никто не осмеливался селиться поблизости от них; вместе с тем
они полагают, что они будут находиться в большей безопасности, если будут
устранять повод для страха перед неожиданными набегами. Когда община ведет
оборонительную или наступательную войну, она выбирает для руководства ею особую
власть с правом жизни и смерти. В мирное же время у них нет общей для всего
племени власти, но старейшины областей и пагов творят суд среди своих и
улаживают их споры. Разбои вне пределов собственной страны у них не считаются
позорными, и они даже хвалят их как лучшее средство для упражнения молодежи и
для устранения праздности. И когда какой-нибудь князь предлагает себя в
народном собрании в вожди [подобного набега] и вызывает желающих за ним
последовать, тогда поднимаются все, кто сочувствует предприятию и личности
вождя, и при одобрениях народной массы обещают свою помощь. Но те из них, кто
на самом деле не пойдет, считаются дезертирами и изменниками, и после этого им
ни в чем не верят. Оскорбить гостя германцы считают грехом, и кто бы и по
какому бы делу к ним ни пришел, ограждают его от обид, признают его
неприкосновенным, для него открыты все дома, и с ним все делятся пищей.
24. Было некогда время, когда галлы превосходили храбростью германцев, сами шли
на них войной и вследствие избытка населения при недостатке земли высылали свои
колонии за Рейн. Таким образом самые плодородные местности в Германии около
Геркинского леса (как я нахожу, он известен по слухам Эратосфену (10) и
некоторым другим греческим ученым под именем Оркинского) захватили
вольки-тектосаги и там поселились. Народ этот до сих пор там живет и пользуется
большой славой за свою справедливость и военную доблесть. Но теперь германцы
продолжают пребывать в той же нужде и бедности и по-прежнему терпеливо выносят
их; у них осталась такая же пища, как прежде, и такая же одежда. Что же
касается галлов, то близость римских провинций и знакомство с заморскими
товарами (11) способствует развитию у них благосостояния и новых потребностей;
благодаря этому они мало-помалу привыкли к тому, чтобы их побеждали, и после
многих поражений даже и сами не пытаются равняться в храбрости с германцами.
25. Упомянутый Геркинский лес (12) тянется в ширину на девять дней пути для
хорошего пешехода; иначе определить его размеры невозможно, так как германцы не
знают мер протяжения. Лес этот начинается на границе гельветов, неметов и
рауриков и тянется параллельно с рекой Данувием до страны даков и анартов;
отсюда он забирает налево, в сторону от реки и при своем огромном протяжении
проходит через земли многих народов. В этой части Германии нет человека,
который мог бы сказать, что доходил до конца этого леса (хотя бы он пробыл
шестьдесят дней в пути) или даже слыхал бы, где этот конец находится. Как
известно, в нем водится много пород животных, не виданных в других местах.
Наиболее своеобразные и замечательные из них суть следующие.
26. Здесь водится бык с видом оленя; у него на лбу между ушами выдается один
рог, более высокий и прямой, чем у известных нам рогатых животных. В своей
верхней части он широко разветвляется наподобие ладони и ветвей. У самки такое
же сложение, как у самца: ее рога имеют такую же форму и такую же величину.
27. Водятся и так называемые лоси. Строением тела и пестротой они похожи на
козлов, но несколько больше их, рога у них тупые, а ноги без связок и
сочленений. Поэтому они не ложатся, когда хотят спать, и раз они почему-либо
упали, то уже не могут ни стать на ноги, ни даже приподняться. Логовище им
заменяют деревья: они к ним прислоняются и таким образом спят, немного
откинувшись назад. Как только по их следам охотники откроют их обычное убежище,
то в том же месте они либо подкапывают все деревья в корне, либо надрезывают их,
но настолько, чтобы вообще казалось, что они крепко стоят. Как только лоси, по
обыкновению, прислоняются к этим непрочным деревьям, они валят их своей
тяжестью и вместе с ними падают сами.
28. Третья порода – это так называемые зубры. Они несколько меньше слонов, а по
внешнему виду, цвету и строению тела похожи на быков. Они очень сильны и быстры
и не щадят ни людей, ни животных, которых завидят. Германцы стараются
заманивать их в ямы и там убивают. В этой трудной и своеобразной охоте
упражняется и закаляется молодежь, и кто убьет наибольшее число зубров и
публично представит в доказательство их рога, тот получает большие похвалы.
Зубры, даже пойманные совсем маленькими, не привыкают к людям и не делаются
ручными. По своему размеру, строению и внешнему виду их рога очень отличаются
от рогов наших быков. Их всячески стараются добыть, оправляют по краям серебром
и употребляют вместо кубков на торжественных пирах.
29. Когда Цезарь узнал от разведчиков убиев, что свебы удалились в свои леса,
он решил не двигаться дальше из боязни недостатка провианта, так как германцы –
на что мы указывали выше (13) – очень мало занимаются земледелием
|
|