|
о двадцати лет.
Они считают даже грехом записывать эти стихи, между тем как почти во всех
других случаях, именно в общественных и частных записях, они пользуются
греческим алфавитом. Мне кажется, такой порядок у них заведен по двум причинам:
друиды не желают, чтоб их учение делалось общедоступным и чтобы их воспитанники,
слишком полагаясь на запись, обращали меньше внимания на укрепление памяти; да
и действительно со многими людьми бывает, что они, находя себе опору в записи,
с меньшей старательностью учат наизусть и запоминают прочитанное. Больше всего
стараются друиды укрепить убеждение в бессмертии души: душа, по их учению,
переходит по смерти одного тела в другое; они думают, что эта вера устраняет
страх смерти и тем возбуждает храбрость (6). Кроме того, они много говорят
своим молодым ученикам о светилах и их движении, о величине мира и земли, о
природе и о могуществе и власти бессмертных богов.
15. Другой класс – это всадники. Они все выступают в поход, когда это
необходимо и когда наступает война (а до прихода Цезаря им приходилось почти
ежегодно вести или наступательные, или оборонительные войны). При этом чем кто
знатнее и богаче, тем больше он держит при себе слуг и клиентов. В этом одном
они видят свое влияние и могущество.
16. Все галлы чрезвычайно набожны. Поэтому люди, пораженные тяжкими болезнями,
а также проводящие жизнь в войне и в других опасностях, приносят или дают обет
принести человеческие жертвы; этим у них заведуют друиды. Именно галлы думают,
что бессмертных богов можно умилостивить не иначе, как принесением в жертву за
человеческую жизнь также человеческой жизни. У них заведены даже общественные
жертвоприношения этого рода. Некоторые племена употребляют для этой цели
огромные чучела, сделанные из прутьев, члены которых они наполняют живыми
людьми; они поджигают их снизу, и люди сгорают в пламени. Но, по их мнению, еще
угоднее бессмертным богам принесение в жертву попавшихся в воровстве, грабеже
или другом тяжелом преступлении; а когда таких людей не хватает, тогда они
прибегают к принесению в жертву даже невиновных.
17. Из богов они больше всего почитают Меркурия. Он имеет больше, чем все
другие боги, изображений; его считают изобретателем всех искусств; он же
признается указывателем дорог и проводником в путешествиях; думают также, что
он очень содействует наживе денег и торговым делам. Вслед за ним они почитают
Аполлона, Марса, Юпитера и Минерву. Об этих божествах они имеют приблизительно
такие же представления, как остальные народы: Аполлон прогоняет болезни,
Минерва учит начаткам ремесл и искусств, Юпитер имеет верховную власть над
небожителями, Марс руководит войной (7). Перед решительным сражением они
обыкновенно посвящают ему будущую военную добычу, а после победы приносят в
жертву все захваченное живым, остальную же добычу сносят в одно место. Во
многих общинах можно видеть целые кучи подобных предметов в освященных местах,
и очень редко случается, чтобы кто-либо из неуважения к этому религиозному
обычаю осмелился скрыть у себя что-нибудь из добычи или унести из кучи: за это
определена очень мучительная казнь.
18. Галлы все считают себя потомками [отца] Дита и говорят, что таково учение
друидов. По этой причине они исчисляют и определяют время не по дням, а по
ночам: день рождения, начало месяца и года они исчисляют так, что сперва идет
ночь, за ней день (8). В остальных своих обычаях они отличаются от прочих
народов главным образом тем, что позволяют своим детям подходить к себе при
народе не раньше достижения ими совершеннолетия и воинского возраста и считают
неприличным, чтобы сын в детском возрасте появлялся на публике при отце.
19. К деньгам, которые муж получает в приданое за женой, он прибавляет такую же
сумму из своего имущества на основании произведенной оценки. Этому соединенному
капиталу ведется общий счет, и доходы с него откладываются. Кто из супругов
переживет другого, к тому переходят обе половины капитала вместе с наросшими за
все время процентами. Мужья имеют над женами, как и над детьми, право жизни и
смерти, и когда умирает знатный человек – глава семейства, то собираются его
родственники и, в случае, если его смерть возбуждает какие-либо подозрения,
пытают жен, как рабов, и уличенных казнят после всевозможных пыток, между
прочим, сожжением. Похороны у галлов, сравнительно с их образом жизни,
великолепны и связаны с большими расходами. Все, что, по их мнению, было мило
покойнику при жизни, они бросают в огонь, даже и животных; и еще незадолго до
нашего времени по соблюдении всех похоронных обрядов сжигались вместе с
покойником его рабы и клиенты, если он их действительно любил.
20. В общинах, наиболее благоустроенных, существует строгий закон, чтобы всякий,
кто узнает от соседей – будет ли это просто болтовня или определенная молва –
нечто касающееся общественных интересов общин, доносил властям и не сообщал
никому другому, так как опыт показал, что ложные слухи часто пугают людей
безрассудных и неопытных, толкают их на необдуманные действия и заставляют
принимать ответственные решения по важнейшим делам. Власти, что найдут нужным
скрыть, скрывают, а то, что найдут полезным, объявляют народу, но вообще о
государственных делах позволяется говорить только в народном собрании.
21. Нравы германцев во многом отличаются от галльских нравов: у них нет друидов
для заведования богослужением, и они мало придают значения жертвоприношениям.
Они веруют только в таких богов, которых они видят и которые им явно помогают,
– именно: в солнце. Вулкана и луну; об остальных богах они не знают и по слуху.
Вся жизнь их проходит в охоте и в военных занятиях: они с детства приучаются к
труду и к суровой жизни. Чем дольше молодые люди сохраняют целомудрие, тем
больше им славы у своих: по их мнению, это увеличивает рост и укрепляет
мускульную силу; знать до двадцатилетнего возраста, что такое женщина, они
считают величайшим позором. Однако это и не скрывается, так как оба пола вместе
купаются в реках и одеваются в шкуры или небольшие меха, которые оставляют
значительную часть тела голой.
22. Земледелием они занимаются мало; их пища состоит
|
|