|
Ф. А. Михайловский. АППИАН И ЕГО «ГРАЖДАНСКИЕ ВОЙНЫ»
О жизни Аппиана известно немногое. Он был грек, родом из Александрии Египетской,
знаменитого города, крупнейшего центра науки и культуры на всем подвластном
Риму Востоке.
Родился Аппиан между 85 и 100 гг., а умер между 163 и 180 гг. — определить
время жизни писателя точнее не представляется возможным. Во всяком случае, его
жизнь пришлась на период правления династии Антонинов, названный «золотым
веком» Римской империи. В своем родном городе Аппиан сделал успешную карьеру,
однако во время иудейского восстания (116 г.) был вынужден бежать в Рим. При
императоре Адриане (правившем в 117—138 гг.) Аппиан получил римское гражданство
и, будучи причислен к всадническому сословию, занял заметное положение в
чиновничьем аппарате. Существует предположение, что он стал в Риме адвокатом
фиска, иначе говоря, защищал интересы императорской казны при исках,
предъявляемых частными лицами. Друг Аппиана оратор и адвокат Марк Корнелий
Фронтон в течение двух лет хлопотал за него перед императором Антонином Пием
(138—161 гг.), убеждая предоставить Аппиану должность прокуратора в одной из
провинций, фронтон был воспитателем будущих императоров Марка Аврелия
(знаменитый философ) и Луция Вера и, вероятно, во время их совместного
правления (161—169 гг.) хлопоты увенчались успехом, и Аппиан был наконец
назначен прокуратором фиска в Египет. Он, следовательно, вернулся в родной
город в новом качестве высокопоставленного имперского чиновника.
Аппиан обессмертил свое имя, создав уже к старости (как полагают исследователи,
около 160г.) объемный исторический труд под названием «Римская история»,
состоявший из 24 книг (в античном понимании термина) и охватывавший период от
основания Рима до первых десятилетий II в.
Публикуемые «Гражданские войны» составляют примерно лишь пятую часть всего
труда историка, а именно
385
ХШ—XVII книги. Однако они имеют вполне самостоятельное значение и давно уже
воспринимаются как отдельное произведение в силу общего композиционного
характера всего труда Аппиана.
Дело в том, что «Римская история» представляла собой не единое и хронологически
последовательное описание развития всего римского мира, а, скорее, собрание
монографических исследований, по отдельности посвященных тем странам и народам,
с которыми соседствовали и воевали римляне. Аппиан хотел, по его собственным
словам в предисловии ко всему труду (12—13), чтобы читатель получил единую
сводку материала о том или ином районе или об определенном народе, попавшем под
власть Рима, а не был бы вынужден, «словно блуждающий странник, отправляться то
в Карфаген, то в Сицилию, вообще перебрасываться из одного места в другое».
Следуя такому этническому или территориальному принципу, Аппиан создал свою
историческую коллекцию, о содержании которой можно судить уже по названиям
составляющих ее книг: «Царская» (1), «Италийская» (II), «Самнитская» (III),
«Кельтская» (ГУ), «Сицилийская и островная» (V), «Иберийская» (VI),
«Ганнибалова» (VII), «Ливийская» (VTII) «Македонская и иллирийская» (К),
«Эллинская и ионийская» (X), «Сирийская» (XI), «Митридатова» (XII).
Однако в следующих пяти книгах о гражданских войнах Аппиану пришлось отступить
от основополагающего принципа своего труда, что он сам отметил в предисловии
(14): «Те ужасные междоусобные распри и те гражданские войны, которые вели
между собою римляне, распре-' делены мною по вождям, стоявшим во главе
борющихся партий: Мария и Суллы, Помпея и Цезаря, Антония и Октавиана». Тем
самым можно сказать, что пять книг «Гражданских войн» в композиционном
отношении составляют особый раздел всего сочинения Аппиана. Римляне вели
гражданские войны с территориальным размахом, едва ли не во всех регионах
Средиземноморья, и принятый Аппианом для всего труда принцип при описании этих
войн был неприемлем.
И все же завершающий этап борьбы между Антонием и Октавианом Аппиан вынес за
пределы сочинения о гражданских войнах, расценив его как часть истории Египта.
Не случайно уже в заключительной книге «Гражданских войн» он словно бы
извиняется за невольное на-
386
рушение композиции: «...часть этой книги будет посвящена Египту: она невелика и
не заслуживает какого-либо особого заглавия, а поэтому ее и можно включить в
значительно большую историю гражданских войн» (V, I).
Следовавшие за «Гражданскими войнами» книги XVIII—XXIV полностью утрачены.
Известны лишь из названия: «Египетские» (XVIII—XXI), «Столетие» (ХХП, где
излагалась история империи от Августа до Траяна), «Дакийская» (ХХШ) и
«Аравийская» (XXIV). Кроме пяти книг о гражданских войнах полностью дошли до
нас также книги с VI по VIII и ХП, от остальных сохранились только фрагменты.
Другое важное обстоятельство, определяющее особое, самостоятельное значение
«Гражданских войн», состоит в том. что они являются практически единственным
дошедшим до нашего времени памятником античной историографии, в котором дано
подробное, связное изложение истории поздней Римской республики — от Гракхов до
Октавиана. И это несмотря на то, что об этом переломной в истории Рима эпохе в
древности существовало множество исторических сочинений. И Сулла, и Октавиан
Август каждый написали воспоминания. После Гракхов остались речи, после Цезаря
письма. Выдающийся ученый Варрон написал специальное произведение о втором
триумвирате, а один из военачальников Цезаря, Азиний Поллион — историю своего
времени. Ничего из этих ценных свидетельств не сохранилось, но во времена
Аппиана многие из них еще существовали, и историк использовал их в своей работе
(см.: П, 9, 70, 79, 82; IV, 110; V, 45). От других исторических сочинений
сохранились лишь фрагменты и извлечения, как, например, от «Истории» Саллюстия
|
|