|
Ф. А. Михайловский. АППИАН И ЕГО «ГРАЖДАНСКИЕ ВОЙНЫ»
О жизни Аппиана известно немногое. Он был грек, родом из Александрии Египетской,
знаменитого города, крупнейшего центра науки и культуры на всем подвластном
Риму Востоке.
Родился Аппиан между 85 и 100 гг., а умер между 163 и 180 гг. — определить
время жизни писателя точнее не представляется возможным. Во всяком случае, его
жизнь пришлась на период правления династии Антонинов, названный «золотым
веком» Римской империи. В своем родном городе Аппиан сделал успешную карьеру,
однако во время иудейского восстания (116 г.) был вынужден бежать в Рим. При
императоре Адриане (правившем в 117—138 гг.) Аппиан получил римское гражданство
и, будучи причислен к всадническому сословию, занял заметное положение в
чиновничьем аппарате. Существует предположение, что он стал в Риме адвокатом
фиска, иначе говоря, защищал интересы императорской казны при исках,
предъявляемых частными лицами. Друг Аппиана оратор и адвокат Марк Корнелий
Фронтон в течение двух лет хлопотал за него перед императором Антонином Пием
(138—161 гг.), убеждая предоставить Аппиану должность прокуратора в одной из
провинций, фронтон был воспитателем будущих императоров Марка Аврелия
(знаменитый философ) и Луция Вера и, вероятно, во время их совместного
правления (161—169 гг.) хлопоты увенчались успехом, и Аппиан был наконец
назначен прокуратором фиска в Египет. Он, следовательно, вернулся в родной
город в новом качестве высокопоставленного имперского чиновника.
Аппиан обессмертил свое имя, создав уже к старости (как полагают исследователи,
около 160г.) объемный исторический труд под названием «Римская история»,
состоявший из 24 книг (в античном понимании термина) и охватывавший период от
основания Рима до первых десятилетий II в.
Публикуемые «Гражданские войны» составляют примерно лишь пятую часть всего
труда историка, а именно
385
ХШ—XVII книги. Однако они имеют вполне самостоятельное значение и давно уже
воспринимаются как отдельное произведение в силу общего композиционного
характера всего труда Аппиана.
Дело в том, что «Римская история» представляла собой не единое и хронологически
последовательное описание развития всего римского мира, а, скорее, собрание
монографических исследований, по отдельности посвященных тем странам и народам,
с которыми соседствовали и воевали римляне. Аппиан хотел, по его собственным
словам в предисловии ко всему труду (12—13), чтобы читатель получил единую
сводку материала о том или ином районе или об определенном народе, попавшем под
власть Рима, а не был бы вынужден, «словно блуждающий странник, отправляться то
в Карфаген, то в Сицилию, вообще перебрасываться из одного места в другое».
Следуя такому этническому или территориальному принципу, Аппиан создал свою
историческую коллекцию, о содержании которой можно судить уже по названиям
составляющих ее книг: «Царская» (1), «Италийская» (II), «Самнитская» (III),
«Кельтская» (ГУ), «Сицилийская и островная» (V), «Иберийская» (VI),
«Ганнибалова» (VII), «Ливийская» (VTII) «Македонская и иллирийская» (К),
«Эллинская и ионийская» (X), «Сирийская» (XI), «Митридатова» (XII).
Однако в следующих пяти книгах о гражданских войнах Аппиану пришлось отступить
от основополагающего принципа своего труда, что он сам отметил в предисловии
(14): «Те ужасные междоусобные распри и те гражданские войны, которые вели
между собою римляне, распре-' делены мною по вождям, стоявшим во главе
борющихся партий: Мария и Суллы, Помпея и Цезаря, Антония и Октавиана». Тем
самым можно сказать, что пять книг «Гражданских войн» в композиционном
отношении составляют особый раздел всего сочинения Аппиана. Римляне вели
гражданские войны с территориальным размахом, едва ли не во всех регионах
Средиземноморья, и принятый Аппианом для всего труда принцип при описании этих
войн был неприемлем.
И все же завершающий этап борьбы между Антонием и Октавианом Аппиан вынес за
пределы сочинения о гражданских войнах, расценив его как часть истории Египта.
Не случайно уже в заключительной книге «Гражданских войн» он словно бы
извиняется за невольное на-
386
рушение композиции: «...часть этой книги будет посвящена Египту: она невелика и
не заслуживает какого-либо особого заглавия, а поэтому ее и можно включить в
значительно большую историю гражданских войн» (V, I).
Следовавшие за «Гражданскими войнами» книги XVIII—XXIV полностью утрачены.
Известны лишь из названия: «Египетские» (XVIII—XXI), «Столетие» (ХХП, где
излагалась история империи от Августа до Траяна), «Дакийская» (ХХШ) и
«Аравийская» (XXIV). Кроме пяти книг о гражданских войнах полностью дошли до
нас также книги с VI по VIII и ХП, от остальных сохранились только фрагменты.
Другое важное обстоятельство, определяющее особое, самостоятельное значение
«Гражданских войн», состоит в том. что они являются практически единственным
дошедшим до нашего времени памятником античной историографии, в котором дано
подробное, связное изложение истории поздней Римской республики — от Гракхов до
Октавиана. И это несмотря на то, что об этом переломной в истории Рима эпохе в
древности существовало множество исторических сочинений. И Сулла, и Октавиан
Август каждый написали воспоминания. После Гракхов остались речи, после Цезаря
письма. Выдающийся ученый Варрон написал специальное произведение о втором
триумвирате, а один из военачальников Цезаря, Азиний Поллион — историю своего
времени. Ничего из этих ценных свидетельств не сохранилось, но во времена
Аппиана многие из них еще существовали, и историк использовал их в своей работе
(см.: П, 9, 70, 79, 82; IV, 110; V, 45). От других исторических сочинений
сохранились лишь фрагменты и извлечения, как, например, от «Истории» Саллюстия
и соответствующей части монументального труда Ливия. Судьба распорядилась так,
что полностью уцелело лишь сочинение Аппиана, жившего через полтора-два
столетия после окончания гражданских войн.
Человек времени империи, Аппиан нередко модернизирует прошлое. Как имперский
чиновник, он по своим политическим взглядам сторонник монархии, для которого
демократия — «слово красивое, но всегда бесполезное» (IV, 133). Будучи греком,
он допускает неточность при передаче римских родовых имен. Как человек сугубо
гражданский, слабо разбирается в военном деле. Его общая установка на
этнотерриториальный принцип изложе-
387
ния материала обусловила пренебрежение хронологией. К этому можно добавить
неточность в описании мест, где сам Аппиан не бывал.
Но был ли Аппиан простым компилятором или самостоятельным исследователем?
Следовал ли он какому-то одному источнику или многим (ведь приводимые им ссылки
на документы и труды других авторов могли содержаться уже в том материале,
который он использовал)? И насколько критически относился он к своим
источникам?
Ввиду исключительного положения в античной историографии, занимаемого
«Гражданскими войнами», не удивителен повышенный интерес современной науки ко
всем названным вопросам.
На эту тему написано много, но к общему мнению исследователи так и не пришли. С
точки зрения ряда ученых, Аппиан опирался в «Гражданских войнах» на какой-то
один, наиболее важный для него и подробный источник, лишь сокращая и
видоизменяя его. В этой связи указывались сочинения разных авторов: Азиния
Поллиона, Кремуция Корда, Рутилия Руфа или Плутарха. К сожалению, состояние
античной историографии таково, что решить этот вопрос вряд ли возможно.
Сочинения первых трех не дошли до нашего времени, а то немногое, что о них
известно, все же не позволяет убедительно обосновать ту или иную гипотезу.
Имеющиеся похожие места у Аппиана и Плутарха (главным образом в жизнеописании
Тиберия Гракха) также значат немного — столько же, сколько указания на
множество других мест, совершенно лишенных сходства. К тому же Аппиан и Плутарх
могли иметь общий источник. По мнению другой группы исследователей, Аппиан
комбинировал несколько источников, и его ссылки на некоторые из них, а также
прямые заявления об этом (II, 70; 1П, 84) заслуживают полного доверия.
Во всяком случае, даже если Аппиан не вполне оригинален в своем исследовании,
его бесспорной заслугой является выбор превосходных по своим качествам
источников (или источника), что выразилось в высокой степени достоверности
сообщаемого, часто в знании мелких подробностей. Но самое ценное качество
«Гражданских войн» Аппиана — это содержащаяся в них концепция исторического
развития Рима.
Для описания гражданских войн Аппиан пожертвовал своим территориальным
принципом, положенным в осно-
388
ву всей «римской истории», то есть оценил целый период — от Гракхов до
Октавиана — как единое целое. Эта оценка в общем не расходится и с современным
взглядом на периодизацию римской истории. Наконец, как никто другой из
историков древности. Аппиан увидел главные движущие силы истории и причины
внутриполитической борьбы в римском обществе в экономических интересах масс, в
вопросе о земельной собственности. Такая попытка проникновения в суть событий
действительно удивительна. Ведь для древних историков — как предшественников,
так и современников Аппиана — были прежде всего характерны чисто
морализаторские тенденции при объяснении исторических событий. Так, например,
политики, поэты, историки древности по-разному пытались определить причины
гибели республики в Риме. Не было ли это возмездием за первородный грех
братоубийства, которым запятнал себя основатель Рима? Или завистью богов к
могуществу, величию, удаче римлян? А быть может, все дело в том, что римляне,
захватив полмира, погрязли в неимоверной роскоши, утратив нравственные
ориентиры своих предков? У Аппиана был свой ответ.
Остается заметить, что для массового читателя «Гражданские войны» Аппиана, не
переиздававшиеся с 1935 г., представляют большой интерес уже потому, что это,
без преувеличения — рассказ о самом драматическом периоде римской истории,
определившем крушение республиканского строя и утверждение нового,
императорского.
|
|