|
и соответствующей части монументального труда Ливия. Судьба распорядилась так,
что полностью уцелело лишь сочинение Аппиана, жившего через полтора-два
столетия после окончания гражданских войн.
Человек времени империи, Аппиан нередко модернизирует прошлое. Как имперский
чиновник, он по своим политическим взглядам сторонник монархии, для которого
демократия — «слово красивое, но всегда бесполезное» (IV, 133). Будучи греком,
он допускает неточность при передаче римских родовых имен. Как человек сугубо
гражданский, слабо разбирается в военном деле. Его общая установка на
этнотерриториальный принцип изложе-
387
ния материала обусловила пренебрежение хронологией. К этому можно добавить
неточность в описании мест, где сам Аппиан не бывал.
Но был ли Аппиан простым компилятором или самостоятельным исследователем?
Следовал ли он какому-то одному источнику или многим (ведь приводимые им ссылки
на документы и труды других авторов могли содержаться уже в том материале,
который он использовал)? И насколько критически относился он к своим
источникам?
Ввиду исключительного положения в античной историографии, занимаемого
«Гражданскими войнами», не удивителен повышенный интерес современной науки ко
всем названным вопросам.
На эту тему написано много, но к общему мнению исследователи так и не пришли. С
точки зрения ряда ученых, Аппиан опирался в «Гражданских войнах» на какой-то
один, наиболее важный для него и подробный источник, лишь сокращая и
видоизменяя его. В этой связи указывались сочинения разных авторов: Азиния
Поллиона, Кремуция Корда, Рутилия Руфа или Плутарха. К сожалению, состояние
античной историографии таково, что решить этот вопрос вряд ли возможно.
Сочинения первых трех не дошли до нашего времени, а то немногое, что о них
известно, все же не позволяет убедительно обосновать ту или иную гипотезу.
Имеющиеся похожие места у Аппиана и Плутарха (главным образом в жизнеописании
Тиберия Гракха) также значат немного — столько же, сколько указания на
множество других мест, совершенно лишенных сходства. К тому же Аппиан и Плутарх
могли иметь общий источник. По мнению другой группы исследователей, Аппиан
комбинировал несколько источников, и его ссылки на некоторые из них, а также
прямые заявления об этом (II, 70; 1П, 84) заслуживают полного доверия.
Во всяком случае, даже если Аппиан не вполне оригинален в своем исследовании,
его бесспорной заслугой является выбор превосходных по своим качествам
источников (или источника), что выразилось в высокой степени достоверности
сообщаемого, часто в знании мелких подробностей. Но самое ценное качество
«Гражданских войн» Аппиана — это содержащаяся в них концепция исторического
развития Рима.
Для описания гражданских войн Аппиан пожертвовал своим территориальным
принципом, положенным в осно-
388
ву всей «римской истории», то есть оценил целый период — от Гракхов до
Октавиана — как единое целое. Эта оценка в общем не расходится и с современным
взглядом на периодизацию римской истории. Наконец, как никто другой из
историков древности. Аппиан увидел главные движущие силы истории и причины
внутриполитической борьбы в римском обществе в экономических интересах масс, в
вопросе о земельной собственности. Такая попытка проникновения в суть событий
действительно удивительна. Ведь для древних историков — как предшественников,
так и современников Аппиана — были прежде всего характерны чисто
морализаторские тенденции при объяснении исторических событий. Так, например,
политики, поэты, историки древности по-разному пытались определить причины
гибели республики в Риме. Не было ли это возмездием за первородный грех
братоубийства, которым запятнал себя основатель Рима? Или завистью богов к
могуществу, величию, удаче римлян? А быть может, все дело в том, что римляне,
захватив полмира, погрязли в неимоверной роскоши, утратив нравственные
ориентиры своих предков? У Аппиана был свой ответ.
Остается заметить, что для массового читателя «Гражданские войны» Аппиана, не
переиздававшиеся с 1935 г., представляют большой интерес уже потому, что это,
без преувеличения — рассказ о самом драматическом периоде римской истории,
определившем крушение республиканского строя и утверждение нового,
императорского.
|
|