|
аходившихся на стороне противников, обладавших флотом, чтобы во
время войны они не напали на них с тыла. Решив так, Брут двинулся на ликийцев,
Кассий — на родосцев, у которых он получил воспитание и греческое образование.
Готовясь к борьбе с сильными в военном деле людьми, он привел в боевую
готовность свои собственные суда и, посадив на них экипаж, стал маневрировать
близ Минда.
Аппиан. Гражданские войны
267
66. Те из родосцев, которые принадлежали к более знатному классу, были в страхе
и не решались выступать против римлян. Народ же проявлял высокомерие, так как
вспоминал и о своих прежних подвигах в борьбе и не с такими людьми. Родосцы
спустили в море тридцать три лучших своих корабля. После этого они все же
отправили в Минд нескольких послов, чтобы те просили Кассия не относиться с
презрением к Родосу, государству, дававшему отпор тем, кто презирал их, и к
договорам, которые существуют'между родосцами и римлянами о ненападении друг на
друга. Если же он порицает их за отказ от союза, то они согласны обратиться с
запросом в сенат и, если последний прикажет, то будут сражаться на его стороне.
Так приблизительно говорили послы. Кассий ответил: все остальные вопросы должны
быть разрешены не словами, а оружием; что же касается договора, то он, кстати,
предписывает им не выступать с оружием в руках друг против друга; родосцы же,
сражаясь в союзе с Долабеллой, уже подняли оружие против Кассия. Договор
предлагает помогать в войне друг другу, а когда Кассий просил помощи, они с
иронией ссылались на сенат, который ныне разбежался, будучи разогнан тиранами в
Риме. Но как последние понесут за это кару, так наказаны будут и родосцы,
предпочитающие собственные интересы, если только они не выполнят немедленно его
приказания. Так ответил им Кассий. Благоразумных из родосцев он этим еще более
напугал; народная же масса была приведена в возбуждение Александром и Мнасеем,
напоминавшими, что Митридат с еще большим количеством судов напал на Родос с
моря, а до этого Деметрий4^. Родосцы избрали Александра пританом, каковая
должность у них является наивысшей, а Мнасея командующим флотом. 6 7. Тем не
менее они отправили к Кассию послом Архелая, который был на Родосе его учителем
греческой философии, чтобы тот уже более убедительным образом просил Кассия.
Архелай, взяв Кассия за правую руку как знакомого, обратился к нему со
следующей просьбой: «Не разрушай греческого города, не разрушай Родоса, ты,
свободолюбивый муж, ты, почитатель свободы. Не покрывай позором чести дорийцев,
не знавших поражения с тех пор, как мы на свете существуем; не забывай о
славной истории, которую изучал на Родосе и в Риме; на Родосе: сколько
совершили родосцы во имя свободы в борьбе с государствам и царями, особенно
теми, слывшими непобедимыми, Деметрием и Митридатом; ведь, по твоим
268
словам, ты сам борешься за свободу, в Риме: как часто мы помогали римлянам в
сражениях Против разных врагов, в частности против Антиоха Великого47, у вас
воздвигнуты памятники с надписями о наших подвигах. Вот что должно сказать о
нашем происхождении и славе, о нашей судьбе, доселе не знавшей порабощения, о
союзе с вами и о заслугах перед вами, римляне, 68. Ты же, Кассий, имеешь и
известное уважение к городу, где ты получил воспитание и образование, имел уход
во время болезни, домашний очаг, которым ты пользовался, и самую мою школу и
меня, надеявшегося когда-нибудь для иных целей гордиться всем этим, ныне же
ссылающегося на эти обстоятельства ради отечества, чтобы оно не оказалось
вынуждено воевать с тобой, своим питомцем и учеником, и чтобы не стала перед
вами обоими по необходимости дилемма: или родосцам всем погибнуть, или же
Кассию быть побежденным. К этой мольбе я присоединю еще совет тебе, который
предпринял столь важное дело в интересах римской республики, всегда и во всяком
деле признавать вождями богов. Ведь вы клялись богам, когда недавно, по
предложению Гая Цезаря, заключили с нами договор, подкрепили клятвы возлияниями,
дали нам правые руки, что имеет силу даже у врагов, не только друзей и
воспитанников. Помимо богов, прими во внимание славу у людей, согласно мнению
которых нет ничего хуже нарушения договоров, ибо изменяющие им теряют во всем
доверие у друзей и врагов».
69. Произнеся эту речь, старец не Ьтпустил руки Кассия, и слезы его текли на
нее. При этом зрелище Кассий покраснел и испытал нечто вроде уважения; тем не
менее, высвободив руку, он сказал: «Если ты не отсоветовал родосцам оскорблять
меня, то ты сам меня обидел. Если же, несмотря на свои увещания, ты не мог
убедить, то я их за тебя покараю. А что я испытал оскорбление, это ясно. Первая
обида: когда я, прося помощи и союза, был отвергнут людьми, моими учителями и
воспитателями. Вторая: они предпочли мне Долабеллу, которого они ни вскормили,
ни обучали. И, что всего обиднее, в то время, когда я, Брут и все лучшие члены
сената, бежавшие от тирании, стремимся освободить родину, о, свободолюбивые
родосцы, а Долабелла желает поработить ее, вы сами, сочувствуя этим людям,
лицемерно утверждаете, будто стоите в стороне от нашей гражданской войны. Ибо
это — гражданская война, коль скоро мы также добиваемся власти. Она стала явной
борьбой демократии с са-
269
модержавием. И вы эту демократию оставили без помощи, вы, сами просящие о
собственной независимости. Ссылаясь на дружбу с римлянами, вы не пожалели
приговоренных к смерти и конфискации имущества без суда. Вы лицемерите,
ссылаясь на сенат, который испытывает столь тяжкие потрясения и не в силах
больше защищать самого себя. Да и давно уже сенат ответил вам, когда постановил,
чтобы все восточные провинции оказали поддержку мне и Бруту. 70. Ты
перечисляешь все, в чем вы нам, укрепляющим отечество, когда-либо помогали, за
что и получили, по-видимому, в свое время милости и награды. А что вы нам не
оказали поддержки, когда у нас отнимали свободу и жизнь — это ты позабыл! А вам
подобало, раз вы
|
|