|
можно кончить сопоставление Александра и Цезаря. Они
пришли к власти, правда, не при одинаковых предпосыл-
Аппиан. Гражданские войны
171
ках: один из них обладал уже царством, укрепленным Филиппом, а другой вышел из
частного, хотя и знатного и знаменитого рода, но крайне бедного.
152. Оба презирали предзнаменования, предсказывавшие их судьбу, но нисколько не
гневались на прорицателей, предсказывавших их кончину; к тому же и
предзнаменования часто были сходными и указывали на одну и ту же судьбу обоих.
Жертвенные животные оказывались у каждого дважды без одной из лопастей печени:
в первый раз это означало для них неопределенную опасность: для Александра в
области оксидраков, когда он поднялся на стену врагов во главе македонян и
обломалась штурмовая лестница, а он остался наверху; спрыгнув в порыве отваги в
самый город на врагов, он был тяжело ранен в грудь и шею тяжелой дубиной;
Александр уже падал и едва-едва был спасен македонянами, взломавшими ворота из
страха за его жизнь. С Цезарем в Испании было такое происшествие; войско в
страхе не решалось выйти на битву с молодым Помпеем, Цезарь же выбежал вперед в
самый центр сражения между обоими войсками; двести копий попало в его щит, пока
и его не спасло войско, подбежавшее, гонимое и стыдом и страхом. Так первые
безлопастные жертвенные животные предрекали смертельную опасность, а вторые —
самую смерть. Аполлодор боялся Александра и Гефестиона; прорицатель Пифагор во
время жертвоприношения успокоил его и сказал, что их скоро не будет. Когда
вскоре же после этого умер Гефестион, Аполлодор опасался, как бы не случилось
покушения на царя, и он рассказал ему о прорицаниях. Александр улыбнулся и
спросил Пифагора о значении прорицаний. Пифагор заявил, что они имеют в виду
смерть, Александр опять улыбнулся, но все же похвалил Аполлодора за преданность,
а прорицателя за смелость.
153. Когда Цезарь входил в последний раз в сенат, как я немного раньше об этом
уже упомянул, случились те же предзнаменования. Шутя он заметил, что то же
самое случилось с ним в Испании. Прорицатель сказал, что он и тогда был в
опасности, но что теперешнее предзнаменование более определенно предвещает
смерть. Цезарь несколько уступил под влиянием столь определенного указания и
совершил жертвоприношение вторично: тут он рассердился, так как жертва долго не
давала результата, пошел в сенат и там был убит. То же самое случилось и с
Александром. Когда он, возвращаясь из Индии в Вавилон со своим войском,
подходил уже вплотную к го-
172
роду, халдеи советовали ему в тот день воздержаться от въезда в город.
Александр на этот совет ответил стихом: «Тот — лучший пророк, кто хорошо
предвещает»157. Халдеи вторично увещевали его не входить в город с войском
лицом на запад, но обойти город и занять его лицом к востоку. Говорят,
Александр уступил и принялся было обходить город, но, раздосадованный
встретившимися в пути озером и болотом, он пренебрег и вторым предсказанием и
вошел в город лицом к западу. Войдя в город и плывя вниз по Евфрату к реке
Паллакотта, принимающей воды Евфрата, выносящей их в болота и озера и лишающей
ассирийскую землю возможности орошения, Александр замыслил эту реку
перегородить. Выехав для этого, он подтрунивал над халдеями, говоря, что он
невредим, вошел в Вавилон и выезжает из него. Тем не менее ему было суждено
немедленно по возвращении умереть в этом городе. Таким же образом подтрунивал и
Цезарь над прорицателем. Когда тот предсказал ему день смерти, т.е. что он не
переживет Иды марта, Цезарь, подсмеиваясь над прорицателем, сказал при
наступлении этого дня, что Иды уже настали... и все же умер в этот день. Таким
образом случилось, что и предзнаменования, касавшиеся их судьбы, Александр и
Цезарь высмеяли одинаково, как они одинаковым образом и не гневались на
прорицателей, толковавших эти предзнаменования. И все же оба стали жертвами
предзнаменований.
154. Оба они стремились в одинаковой мере и к познанию добродетели как
отечественной, так и греческой и чуждой. Александр расспрашивал об Индии
брахманов, которые из индусов считаются знатоками небесной мудрости и философии,
все равно как маги у персов. Мудрость египтян выведывал Цезарь, когда он,
прибыв в Египет, посадил на царство Клеопатру. Поэтому римляне и сумели ввести
ряд улучшений в гражданскую жизнь. Так как календарный год у них был
неравномерен и иногда в него вставлялись добавочные месяцы — у римлян календарь
ведется по луне, — то Цезарь изменил его сообразно [пути] солнца, как это
делали египтяне. С Цезарем случилось, что из участников покушения на него никто
не спасся бегством, и все они были наказаны сыном его, также точно как
Александром были наказаны убийцы Филиппа. Каким образом их постигла кара,
покажут следующие книги.
|
|