|
ердца людей и правил справедливо и гуманно».
Когда Георгий Антиохийский умер в 546 г. Хиджры — то есть в 1151 г. или
1152 г. от Рождества Христова, — «сраженный, как сообщает нам Ибн аль-Атхир,
множеством недугов, включая геморрой и камни», он оставил в память о себе
церковь Мартораны, красивый семиарочный мост через Орето66 и Африканскую
империю. Первые два его творения до сих пор сохранились, третье просуществовало
немногим более десятилетия. При Георгии она достигла своего расцвета;
обреченная, как оказалось, она к моменту его смерти стала одной из ярчайших
драгоценностей в короне Сицилии.
Старый адмирал сделал свое дело; но он умер слишком быстро. Будь у него
в запасе еще три года, он пережил бы своего господина и на посмертную репутацию
короля не легло бы самое горестное, самое неприятное и — почти определенно —
самое незаслуженное пятно.
Конец жизни Рожера, как и ее начало, теряется в тумане. О его смерти мы
не знаем почти ничего, кроме даты: король умер 26 февраля 1154 г. Что до
причины, Ибн аль-Атхир называет грудную жабу, в то время как Гуго Фальканд,
возможно величайший из всех хронистов нормандской Сицилии, который начинает
свою историю с нового царствования, оставил нам на этот счет загадочную
сентенцию, приписывающую смерть короля «истощению от непомерных трудов и
преждевременной старости, вызванной его пристрастиями к плотским удовольствиям,
которым он предавался в ущерб своему здоровью». Последние два года Рожер, судя
по всему, жил достаточно спокойно. Непосредственной угрозы для королевства как
со стороны Западной, так и со стороны Восточной империи не было, по крайней
мере пока; сын Рожера Вильгельм, коронованный как соправитель, взял на себя
большую часть государственных забот; и архиепископ Ромуальд Салернский, не видя
никаких достойных упоминания событий между смертями Конрада и Евгения и смертью
самого Рожера, начинает описывать загородный дворец короля.
«Ради того, чтобы наслаждаться всеми радостями, кои даруют земля и вода,
он основал большой заповедник для птиц и животных в месте, именуемом Фавара67,
которое изобиловало пещерами и лощинами; в озере он поселил рыб из разных краев,
а рядом построил красивый дворец. И некоторые холмы и леса в окрестностях
Палермо он обнес стенами и устроил здесь Парко — приятный уголок для
отдохновения, где под сенью разнообразных деревьев бродили во множестве олени,
козы и дикие кабаны. И здесь также он воздвиг дворец, к которому вода поступала
по подземным трубам из ручьев, где она всегда была вкусной и прозрачной. И
король, будучи человеком мудрым и благоразумным, наслаждался красотами разных
мест в разное время года. Зимой и в Великий пост он жил в Фаваре, поскольку там
имелась в изобилии рыба, а в летнюю жару он искал отдохновения в Парко, где
скромные охотничьи забавы отвлекали его от забот и тревог государства».
Так, по крайней мере, говорится в самой ранней сохранившейся версии
сочинения Ромуальда. В более поздних рукописях перед последними двумя
предложениями имеется длинная и мрачная вставка, резко отличная и по стилю, и
по сюжету от буколической идиллии Ромуальда. Она повествует об отношениях
Рожера с его адмиралом Филиппом Махдий-ским. Это неприятный эпизод, и он
вызывает больше вопросов, чем дает ответов; но, поскольку он представляет собой
единственный ключ к пониманию обстановки в королевстве на закате жизни короля,
стоит рассмотреть его детально и постараться извлечь из него все возможное.
История, изложенная в этом загадочном отрывке, вкратце такова.
Преемником Георгия на посту адмирала стал некий евнух, Филипп из Махдии,
возвысившийся за время долгой службы в курии, которого король считал одним из
самых способных и надежных среди своих придворных. Летом 1153 г. Филиппа
отправили с флотом в город Бон на североафриканском берегу, правитель которого
обратился к Рожеру за помощью против вторжения Альмохадов с запада. Филипп без
затруднений захватил город, обошелся с ним примерно так же, как поступил с
Махдией его предшественник, и победоносно вернулся в Палермо. Там его встретили
как героя, но потом он внезапно оказался в тюрьме по обвинению в тайном
принятии ислама. Представ перед курией, он сначала отвергал обвинения, но в
конце концов признал их справедливость. Король затем произнес гневную речь,
заявив, что он охотно простил бы другу, которого любит, всякое преступление
против его персоны, но это было преступление против Бога и потому оно не может
быть прощено; после чего «графы, юстициарии, бароны и судьи» вынесли смертный
приговор. Филиппа привязали к хвосту дикой лошади, притащили таким образом на
дворцовую площадь и там сожгли заживо.
Явная неправдоподобность этого рассказа наряду с тем фактом, что он
содержится только в поздних рукописях хроники Ромуальда, вызывает большой
соблазн отбросить его как фальшивку. Рожера воспитывали арабы; он говорил на их
языке, и в продолжение всей своей жизни он доверял им больше, чем своим
соплеменникам нормадцам. Многие высшие посты в его правительстве занимали
мусульмане. Сарацины составляли главную ударную силу в армии и на флоте.
Торговля процветала благодаря арабским купцам, финансами и чеканкой монеты
заведовали чиновники-арабы. Арабский был официальным языком на Сицилии. Так же
как его отец уклонился от участия в Первом крестовом походе, Рожер не играл
сколько-нибудь активной роли во Втором. Возможно ли, чтобы он публично
предъявил своему адмиралу обвинения религиозного характера, давая толчок к
неизбежному религиозному конфликту, грозившему погубить его страну?
К сожалению, мы не можем полностью отвергнуть эту странную историю,
поскольку она появляется несколько в другом варианте в двух независимых
арабских источниках — у Ибн аль-Атхира, чье сочинение датируется концом XII в.,
и у Ибн Халдуна, писавшего примерно двумя столетиями позже. Эти два хрониста
приводят другое объяснение судьбы Филиппа: по их мнению, повод
|
|