|
разная:
были большие, например, перед термами Тита (82x12 м); были поменьше (22x45 м,
25x23 м). Почти весь Капитолий (не Кремль) занимала Капитолийская площадь
(около 1.5 га), посередине которой возвышался храм Юпитера Сильнейшего
Величайшего, один из древнейших храмов города. Площадь была обведена стеной, за
ней шел портик; на ночь площадь запиралась, оставаясь под охраной привратника и
собак. Здесь же содержались и священные гуси. Из целлы храма можно было пройти
в подвальные помещения (favissae), где хранились старинные статуи, упавшие с
крыши храма, а также различные посвятительные дары (Gell. II. 10. 2). На
площади стояло несколько древних храмов (Юпитера Феретрия, Юпитера Гремящего,
Марса Мстителя, Венеры и другие), много часовен, алтарей, статуй богов и
знаменитых римлян. Последних было так много, что Август велел перенести часть
их на Марсово Поле (Suet. Calig. 34. 1).
Храм Аполлона на Палатине – самое великолепное из воздвигнутых Августом
зданий – находился на площади, которая называлась площадью Аполлона, или
площадью Аполлонова храма (Area Apollinis или Area aedis Apollinis). Храм был
выстроен из больших плит белого каррарского мрамора; на крыше стояла колесница
Солнца; двери были украшены рельефами из слоновой кости. Храм окружал портик с
колоннами из желто-красного нумидийского мрамора, между которыми стояли статуи
пятидесяти Данаид, а перед ними конные статуи их несчастных мужей (Prop. 11. 31.
4; Schol. Pers. 2. 56; Ov. trist. III. 1. 61-62). Под портиком или рядом с ним
находилась Библиотека Аполлона, состоявшая из двух отделений, греческого и
латинского. Надписи упоминают императорских рабов (они все были греками),
работавших в одном и в другом отделениях (CIL. VI. 5188, 5189, 5884). Перед
входом в храм стояли мраморная статуя Аполлона и алтарь, вокруг которого было
поставлено четыре бронзовых быка работы Мирона.
Была еще площадь Сатурна, находившаяся между Капитолийским взвозом и Яремной
улицей, за храмом этого божества. Вокруг нее были расставлены бронзовые доски с
вырезанными на них законами; на площадь открывались и канцелярии, в которых
ведали делами государственной казны, помещенной в этом храме.
//-- Парки --//
Римские холмы были когда-то густо одеты лесом; западный край Оппия назывался
Fagutal, потому что здесь росла буковая роща (fagus – «бук»); храм Юноны Луцины
на Циспии находился в роще. Страшные обряды вакханалий справлялись под
Авентином в роще богини Стимулы [21 - Богиню эту отожествляли с Семелой,
матерью Вакха. Ее подлинный, италийский облик был, видимо, забыт уже в начале
ii в. до н.э.]. На Марсовом Поле рос дубовый лесок (aesculetum); Гай Гракх, не
желая попасть в руки преследователей, приказал рабу убить себя, дойдя до рощи
Фурины (на правом берегу Тибра) [22 - «Немногие знают теперь даже ее имя, –
писал Варрон, – а в старину справляли ежегодно ей праздник, и был у нее свой
жрец» (1. 1. vi. 19).]. Целий, по словам Тацита, назывался в древности
Кверкветуланом (quercus – «дуб»), потому что весь зарос густым дубовым лесом
(arm. IV. 65). О роще лавров на Авентине уже упоминалось.
К концу республики от этих рощ и лесочков или ничего не осталось, или
уцелели только жалкие группки или отдельные деревца. В разрастающемся городе
деревьям трудно устоять под натиском охотников за наживой и перед жадностью
строителей-спекулянтов. Люди состоятельные стремились окружать свои особняки
деревьями и вообще зеленью: дом Аттика на Квиринале стоял в парке, походившем,
видимо, больше на простую рощу, над которой не исхитрялся искусник-садовник;
Корнелий Непот называет этот парк просто «лесом» (Att. 13); у Котты где-то на
Остийской дороге, вероятно под Авентином, находился «крохотный садик» (Cic. ad.
Att. XII. 23); дом Красса на Палатине славился своими шестью «лотосами»: это
были огромные деревья, «широко раскинувшие свои тенистые ветви» (Pl. XVII. 2-5).
Все это были люди, жившие в своих особняках. Жители инсул в большинстве
случаев были обречены на созерцание грязных, в пятнах и трещинах, стен
противоположных домов: в Риме улицы не обсаживали деревьями и цветами, как у
нас, да при узости улиц это было и невозможно. Свою тоску по зелени городская
беднота удовлетворяла «подобием садов»: разводила цветы и всякие травы у себя
на окошках (Pl. XIX. 59). Римские улицы, тесные, шумные, с галдящей толпой,
через которую было не пробиться, не были, конечно, местом для отдыха и прогулок.
Было, однако, в республиканском Риме два места, где городские жители любили
собираться в часы досуга: Форум и Священная Дорога.
Форум был местом встречи и деловых людей, и бездельников. Около «колодца
Либона» – каменной загородки, поставленной по поручению сената неким Скрибонием
Либоном в том месте, куда ударила молния (Fest. 448) [23 - Место, куда попала
молния, считалось священным; его огораживали, и никто не смел на него ступать.],
собирались обычно ростовщики (Pers. 4. 49 и схолия к этому стиху). Овидий
советовал несчастному влюбленному отвлекаться от своей печали, думая о той
неприятности, которая его ждет: в ближайшие календы ему предстоит
расплачиваться с ростовщиком «у колодца» (rem. amor. 561—562). Недалеко отсюда
находился «преторский суд»: деревянная платформа, которую в середине II в. до н.
э. перенесли с комиция на Форум. Гораций среди «сотен дел», которые
обрушиваются на него в городе, вспоминает, как раб Росция передавал ему просьбу
господина явиться в этот суд к 7 утра (sat. II. 6. 33-35). Вечерами он, однако,
любил прогуливаться по Форуму, замешавшись в пестрой толпе. У Форума были свои
завсегдатаи (forenses), среди которых находилось немало людей сомнительной
репутации. В Юлиевой базилике располагались игроки, память о которых до сих пор
сохранилась, так как в портике, на плитах белого мрамора, они выцарапали свои
«игральные
|
|