Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: История :: История Европы :: История Древнего Рима и Италии :: Сергеенко М.Е. - Жизнь в Древнем Риме
<<-[Весь Текст]
Страница: из 139
 <<-
 
 допускали.
   Обед длился обычно несколько часов: торопиться было некуда. У Спуринны он 
даже летом захватывал часть ночи; Плиний Старший, очень дороживший временем, 
проводил за обедом не меньше трех часов. Во времена древние, когда деревенские 
привычки были преобладающими, обедали в полдень. В городе со множеством его дел,
 важных и пустых, люди освобождались только к вечеру, и к этому времени обед 
(cena) и был отодвинут. В старину обедали в атрии: у очага зимой и в саду 
летом; в деревне рабы собирались к обеду «в большой деревенской кухне» (Var. r. 
r. I. 13. 2). В городском особняке появляются особые комнаты, которые отводят 
для столовых. У богатых людей летом обедают в одних столовых, зимой – в других: 
летние делают с таким расчетом, чтобы туда не попадало солнце, зимние – 
наоборот (Var. r. r. I. 13. 7; Col. I. 6. 1-2). Столовые называют греческим 
словом «триклиний», так как вокруг стола расставляют три ложа. Мужчины обедали 
лежа; женщины за столом сидели: возлежание для женщины считалось неприличным.
   Мы знаем только об обеденных обычаях состоятельного дома: ни один источник 
не рассказывает – о том, как проходил обед в бедной семье. Мы можем, однако, 
смело утверждать, что старинный обычай сидеть за столом (Var. у Serv. ad Aen. 
VII. 176: «предки наши обедали сидя») у бедняков оставался в полной силе, и не 
из уважения к старине, а потому, что на антресолях таберны или в тесной убогой 
квартирке негде было расставить ложа для лежания. Столовую мебель 
состоятельного дома составляли стол (чаще круглый) и три ложа, настолько 
широких, что на каждом могло поместиться по три человека; они лежали наискось, 
опираясь левой рукой на подушку, положенную на стороне, обращенной к столу; 
подушками отделены были одно от другого и места на ложе. Ложе, стоявшее справа 
от среднего (lectus medius), называлось «верхним» (lectus summus), стоявшее 
слева – «нижним» (lectus imus); «верхнее» считалось почетным; на «нижнем» сидел 
хозяин. Более почетным местом ложа было «верхнее» у спинки, находившейся на 
одной из узких его сторон; возлежавший левее лежал «ниже», и голова его 
приходилась примерно на уровне груди того, кто был «выше», занимал «верхнее 
место». Самым почетным местом, однако, было крайнее, левое место среднего ложа, 
находившееся в непосредственной близости к хозяйскому: оно называлось 
«консульским» [92 - Плутарх говорит, что место это предназначалось для консула, 
потому что здесь было удобнее подойти к нему по какому-либо государственному, 
не терпящему отлагательства делу (quaest, conv. i. 3, p. 619 c).]. Назидиен, 
так весело осмеянный Горацием, предложил его Меценату (Hor. sat. II. 8. 22). На 
званых, парадных обедах рассаживались строго «по чинам»; в богатых домах раб – 
nomenclator – указывал каждому его место; в дружеском кругу гости садились где 
кто хотел. В императорское время (уже в I в. н.э.) в столовой начинает 
появляться полукруглая софа, получившая название «сигмы» по сходству с 
греческой буквой того же имени. Тут почетными местами считались крайние (cornua 
– «рога»): правое и потом левое.
   Надо сказать, что большинство столовых, которые мы знаем по помпейским домам,
 были очень неудобны: это небольшие комнаты (3.5-4 м шириной, 6 м длиной), 
почти целиком занятые обеденными кроватями, которые приходилось придвигать чуть 
ли не вплотную к стенам, чтобы оставить больше места для прислуги, подающей 
кушанья (между ложем и стеной оставляли только небольшой промежуток, в котором 
мог поместиться раб, пришедший вместе с гостем). В императорское время в 
богатых домах появляются столовые нового типа – oecus: это большая комната (в 
некоторых помпейских домах до 80 м2), в которой можно поставить несколько 
столов с ложами; вдоль стен ее идут колонны, за которыми имеется свободный 
проход и для гостей, и для прислуги.
   Как видно из описания обеда у Марциала (см. выше), обычный обед состоял из 
трех перемен: закуски – gustus (в нее входили салат, порей, разные острые травы,
 яйца и соленая рыба; все запивали напитком, приготовленным из виноградного 
сока или вина с медом – mulsum [93 - Колумелла оставил рецепт приготовления 
этого напитка: на урну (13.13 л) свежего виноградного сока брали 10 фунтов 
(римский фунт – 327 г) меду, взбалтывали эту смесь, вливали ее в бутылку, 
замазывали ее гипсом и ставили на чердак. Через 31 день бутылку открывали, 
переливали, процеживая содержимое, в другую бутылку и, замазав, ставили ее «в 
дым», т. е. в такое помещение, куда проходил дым (xii. 41). Брали вместо 
виноградного сока и вино. У Горация Ауфидий смешивает мед с «крепким фалерном» 
(sat. ii. 4. 24), и Макробий (sat. vii. 12. 9) приводит поговорку, что для 
хорошего mulsum надо брать свежий гиметский мед и старый фалерн. Плиний писал, 
что полезнее всего этот напиток, если брать для него старое вино, так как «оно 
легче всего растворяется с медом, чего со сладким соком никогда не бывает» 
(xxii. 113).]; вторая перемена состояла из мясных и рыбных блюд и каш, полбяной 
и бобовой (даже за скромным столом у Марциала эта перемена состояла из 
нескольких кушаний); на десерт подавались всевозможные фрукты и каштаны.
   Скатертей в древности не было; они появились только при поздней империи. 
Кушанья ставили на стол в таком виде, чтобы их можно было сразу же положить на 
тарелку, которую обедавший держал в левой руке; правой он брал наложенные 
куски: вилок не было. Салфетки назывались mappae; это были небольшие куски 
мохнатой льняной ткани, которыми обтирали руки и рот; их клали на стол для 
гостей, но гости приносили такие салфетки и с собой, и Катулл упрекал одного из 
своих знакомых, который считал забавной выходкой потихоньку «за вином и 
шутками» забирать себе такие салфетки у зазевавшихся застольников (12). В 
обычае было уносить домой с обеда кое-какие куски. Гости Тримальхиона набрали 
полные салфетки фруктов (Petr. 60); Цецилиан уложил в свою салфетку весь обед: 
мясо, дичь, рыбу, «ножку цыпленка и горлицу, нафаршированную полбяной кашей» 
(Mart. II. 37, ср. VII. 20). Иногда такую салфетку повязывали вокруг шеи; у 
Тримальхиона она была с широкими пурпурными полосами и длинной бахромой (Petr. 
32).
   Кухонная посуда была очень разнообразна, и многие из этих кухо
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 139
 <<-