|
те, кто торгует собой Curc. 482); «бессовестный народ с
Этрусской улицы» – честил их Гораций (sat. II. 3. 228). Мы не знаем, было ли
это мнение справедливо; может быть, здесь сказалась старинная нелюбовь к
этрускам, столь яркая уже у анналистов IV в. до н.э.
Этрусская улица пересекала Велабр, ложбину между северо-западным склоном
Палатина и Капитолием. Когда-то и Велабр, и Форум были болотом, по которому
плавали в маленьких челноках. Поэты августовского времени любили вспоминать об
этих младенческих годах Рима (Ov. f. VI. 401—405; Tib. II. 5. 33-34). При
империи это «самое оживленное место в городе» (Macr. sat. I. 10. 15), с бойкой
торговлей. Бестолковый юнец у Горация, получив отцовское наследство, вызывает с
раннего утра к себе домой "рыбака, птицелова, фруктовщика, колбасника… весь
рынок с Велабром вместе (sat. II. 3. 227—229). Схолиаст замечает к этому месту,
что на Велабре торговали преимущественно съестным, в том числе вином и маслом.
Парасит в одной из комедий Плавта жалуется, что над его шутками никто не
смеется: «…все сговорились, словно продавцы масла на Велабре» (Capt. 486).
Большой известностью пользовался велабрский копченый сыр. Марциал, понимавший
толк в еде, сочинил сопроводительную надпись к головке такого сыра: «Только тот
сыр, который впитал в себя велабрский дым, вкусен; не на всяком очаге изготовят
хороший сыр, не любой дым придает ему вкус» (XIII. 32). Плиний пишет, что козий
сыр особенно вкусен, если его выкоптить свежим; «изготовляемый в самом городе
предпочтительнее всех остальных» (XI. 241). На Велабре торговали, видимо, сыром
местного изготовления из здешних сыроварен.
Непосредственно к Велабру примыкал Коровий Рынок; здесь, как указывает само
имя, в древности шла торговля скотом. Площадь эта начала рано застраиваться;
уже к началу Второй Пунийской войны здесь стояли многоэтажные дома: в начале
Второй Пунийской войны бык, убежав с рынка, взобрался по лестнице на третий
этаж; это сочли зловещим предзнаменованием (Liv. XXI. 61. 2).
Рядом с Этрусской улицей шла Яремная, получившая свое имя или от мастеров,
работавших ярма и заселивших эту улицу, или от алтаря Юноны Юги (Iuno Iuga),
соединявшей людей брачным ярмом (Fest. 92). Улица эта огибала Капитолий и
представляла собой часть древней торговой дороги, проходившей здесь, когда и
Рима еще не было и сабиняне приходили за солью к солончакам в устье Тибра.
Взвозов и сейчас в Риме существует достаточно, несмотря на все изменения,
которые испытала поверхность города под воздействием и природных сил, и людской
деятельности [11 - Домициан для своего дворца засыпал седловину между Гермалом
и Палатием; насыпь на Эсквилине, где Меценат разбил свои сады, была высотой 7.
09 м; Траян для постройки своего форума срезал целый угол Квиринала. Уровень
поверхности Рима эпохи Цезарей на 11 м ниже современного.]. Современные римские
взвозы могут дать представление об античных. На некоторых холмах дорога для
повозок была только одна. На Палатин можно было въехать со Священной Дороги по
Палатинскому взвозу (clivus Palatinus), а с Велабра – по взвозу Победы (clivus
Victoriae), который огибал холм и поднимался на него с севера; на Капитолий
въезжали по Капитолийскому взвозу (clivus Capitolinus); им заканчивалась
Священная Дорога. Это был единственный доступный для повозок путь на Капитолий,
по нему поднимались колесницы триумфаторов и по нему же спускались в долину
Большого Цирка повозки с изображениями и символами разных божеств. Для
пешеходов были устроены лестницы – scalae или gradus. С Форума на вершину
Кремля (Arx) вели Scalae Gemoniae и gradus Monetae [12 - В современном Риме на
их месте тоже стоят лестницы: на месте scalae gemoniae – лестница della via s.
pietro in carcere, на месте gradus monetae – лестница, которая ведет к церкви s.
maria in ara coeli. На ступени Гемоний часто бросали, оставляя их там на
некоторое время, тела казненных. При империи это стало почти обычаем. Название
«Гемоний» естественно было связать с gemere – «стенать», но это неправильно:
оно произведено от собственного имени «Гемоний», но почему, неизвестно (см.: w.
schulze. zur geschichte des lateinischen eigennamen. berlin, 1904, s. v.).]:
первая начиналась около старой тюрьмы (carcer) и поднималась до самой седловины
(Asylum), разделявшей две вершины холма; вторая была ее продолжением и шла от
седловины к храму Юноны Монеты [13 - Название это не объяснено и до сих пор.
Обычное выведение слова moneta от moneo, которое имеется уже у Цицерона (de
divin. i. 45. 101), неудовлетворительно. Свида говорит (s. v. ??????), что
римляне, нуждавшиеся в деньгах во время войны с Тарентом, получили их,
послушавшись совета Юноны; в благодарность они устроили во дворе ее храма
монетный двор. Он находился там, вероятно, с 269 г., когда в Риме начали
чеканить серебряную монету, и назывался moneta или ad monetam. Рассказ Свиды –
обычная этиологическая легенда.] на вершине Кремля. По лестнице в сто ступеней,
получившей по числу их и свое имя – Centum gradus, поднимались на Капитолий со
стороны Велабра. Лестница Кака (scalae Caci) [14 - Как (cacus) – великан,
разбойник и убийца. Убит Гераклом.] вела с Палатина к Большому Цирку, а с
Форумом его соединяла лестница Колец (scalae Anulariae), названная так по
находившимся вблизи мастерским ювелиров, изготовлявших кольца.
Мраморный План позволяет составить представление об этих римских лестницах.
На двух обломках (frgm. 114 и frgm. 173) изображены две лестницы,
местонахождение которых, к сожалению, нельзя определить. Первая из них –
монументальная (около 56 м длиной и около 18 м шириной внизу и около 10 м
вверху); посередине она разделена широким барьером, который делит ее на две
половины. После каждых 4-5 ступенек – площадка. На второй лестнице (40 м длиной
и шириной 7 м) после каждых 8-10 ступенек сделаны площадки шириной 4 м.
Свидетельство современников о том, что улицы древнего Рима были узкими и
извилистыми, подтверждается и Мраморным Планом, и остатками раскопанных
античных улиц. Самая большая ширина их 6-7 м (ширина взвоза Победы – 8 м –
исключение). Священная Дорога в своем начале не превышает 4,8 м, а в самом
широком месте достигает
|
|