|
ам Фаустины [5 - Храм
этот был построен Антонином Пием в западном конце Священной Дороги, прямо
против входа на Веспасианов форум Мира, в память его обожествленной жены
Фаустины (141 г.).], они сдвинулись к югу, скучившись между аркой Тита и домом,
где жили весталки (atrium Vestae) [6 - Дом этот находился у подножия Палатина с
южной стороны Священной Дороги, восточнее храма Фаустины. Арка Тита стояла в
самом начале Священной Дороги.]. Здесь сосредоточилась торговля золотыми вещами
и драгоценными камнями, но верхний конец улицы облюбовали торговцы цветами и
фруктовщики. Овидий рекомендовал именно здесь покупать «сельские дары»
возлюбленной (am. 1. 8. 100; a. a. II. 265—266), и уже Варрон писал, что тут
продаются такие плоды, что за них надо расплачиваться золотом (r. r. I. 2. 10)
[7 - На Священной Дороге торговали (и, по всей вероятности, имели тут же свои
мастерские): М. Цецилий Юкунд, ювелир (cil. vi. 9207); отпущенник Л. Фурия,
Диомед, чеканщик (9221); граверы Фавст и Фортунат Децимии, имевшие отпущенников
и отпущенниц (9239); литейщики Селлий Онесим (9418) и «отпущенник Титир»
(9419); ювелир, работающий с драгоценными камнями (margaritarius), отпущенник Л.
Стация, Эрот (9548); отпущенник Септиция Александр, цветочник, изготовлявший
венки (9283). Одна надпись столь необычна по своему содержанию, что ее стоит
привести целиком: «Аталий Серран Евод, отпущенник Г. Аталия Серрана,
маргаритарий со Священной Дороги. Путник, остановись и посмотри на этот холм
слева: там находится прах („кости“) человека доброго, любящего, милосердного,
честного и бедного» (9545).].
К северу-востоку от Форума шел Аргилет, одна из оживленнейших улиц Рима с
бойкой торговлей и людской толчеей. Нижняя часть этой улицы, застроенная
частными домами, была превращена Домицианом и Нервой в forum Transitorium
(Проходной форум). Тут были книжные лавки (Mart. I. 3. 1); эпиграммы Марциала
продавались у Атректа в числе прочих новинок, объявлениями о которых хозяин
лавки увешал дверные косяки (Mart. I. 117. 10-17); «многочисленные сапожники
захватили улицу в свое владение» (II. 17. 3). Поблизости когда-то находились
здесь глиняные карьеры, и улица, вероятно, от них и получила свое наименование
(argilla – «глина») [8 - Это объяснение дает и Варрон, но приводит и другое –
место, к сожалению, испорченное (1. 1. v. 57): ясно только, что имя это,
сходное со своим, дал ей кто-то, кто «сюда пришел и был здесь похоронен».
Сервий (ad aen viii. 345) выводил название этой улицы от имени сенатора Кассия
Аргилла, который жил здесь; он был исключен из сената за свое предложение
заключить после битвы при Каннах мир с Ганнибалом.].
Аргилет вливался в Субуру – долину, которая шла между Оппием и южным склоном
Виминала; под именем Субурского взвоза она продолжалась между Оппием и Циспием
и оканчивалась у Эсквилинских ворот. Начало ее – «устье Субуры» – находилось,
вероятно, где-то недалеко от штаб-квартиры городского префекта, «где висят
окровавленные плети палачей» (Mart. II. 17. 1-2). Эту улицу Ювенал называл
«кипящей» (11. 51); из этих слов и схолии к ним можно заключить, что она
действительно напоминала кипящий водоворот. Марциал, жаловавшийся на вечный
грохот и гвалт, стоявший на римских улицах, особо выделяет Субуру: «крикливая»
(XII. 18. 2). На этой толкучке торговали всем, что требуется в повседневном
быту: "съестным, начиная от простой дешевой еды – капуста, опавшие маслины,
козлятина, яйца, куры (Mart. VII. 31), – и кончая дорогой заморской дичью (Iuv.
11. 137—141), одеждой, железным товаром, обувью [9 - Анф, отпущенник Марции,
продавал здесь шерстяные ткани (cil. vi. 9491), Донат торговал полотном (9526);
судя по размерам плиты, которую соорудил «себе и всем своим» здешний кузнец
(имя обломано), дела его шли неплохо (9399). Отпущенник Гавий Прим. «с Субуры»
был специалистом по шитью крепид-туфель, которые можно было надевать, как
узбекские калоши, безразлично на какую ногу (9284).]. Здесь же продавались
всякие притирания и разные принадлежности туалета: Марциал, издеваясь над
какой-то Галлой, говорил, что ее волосы, зубы и брови приобретены «в середине
Субуры» (IX. 37). И здесь же, наконец, обитали «девушки не очень доброй славы»
(Mart. VI. 66. 1-2), «субурские наставницы» в любовных делах (XI. 78. 11),
которые умели, по словам поэта, не просто «обстричь», а наголо «обрить» гостя
(II. 17. 5). Гораций поселил здесь свою страшную Канидию, отдаленную прабабушку
шекспировских ведьм, которая оскверняет могилы и убивает детей для своего
чародейства (epod. 5).
От Форума к югу-западу начиналась, пройдя между Юлиевой базиликой и храмом
Кастора, Этрусская улица (vicus Tuscus), главная артерия, связывавшая Форум с
Велабром, Коровьим рынком и Большим Цирком. По всей вероятности, улица эта
получила свое название потому, что здесь расселились этрусские мастера,
собравшиеся в Рим на стройку храма Юпитера Капитолийского [10 - Римские
антиквары объясняли это название иначе: по одной версии, здесь поселили
этрусков, которые после поражения Порсены под Арицией бежали в Рим и были
милостиво приняты победителями (начало vi в. до н.э., – liv. ii. 14. 9; fest.
486); по другой – здесь обосновались те этруски, которые пришли римлянам на
помощь против Тита Тация (var. 1. 1. v. 46; prop. iv. 2. 79; serv. ad aen. v.
560).]. Здесь стояла статуя Вортумна, «который есть главное божество этрусков»
(Var. 1. 1. V. 46). Судя по тому, что позднейшие комментаторы к Горацию и
Цицерону называют эту улицу vicus Turarius – улица Благовоний, здесь была
сосредоточена торговля ладаном и всякими ароматами. Рядом с ней следует
поместить торговлю тканями и одеждой, преимущественно дорогими: Марциал
жаловался, что его возлюбленная требует от него «первосортного шелка с
Этрусской улицы» (XI. 27. 11); в надписях упоминается purpurarius, т. е.
торговец или тканями, окрашенными в пурпур, или готовой одеждой из этих тканей
(CIL. XIV. 2433) и просто торговец одеждой (CIL. VI. 9976), оба с этой улицы.
Обитатели Этрусской улицы слыли людьми сомнительной репутации: Плавт говорил,
что там живут
|
|