|
народ, наконец, твердо
останавливается на такой еде, которая насыщает человека, бодрит его и дает силы
работать. Для великоросса такой образцовой пищей были круто замешанный черный
хлеб, квашеная капуста, щи и гречневая каша с большим количеством жира и
добавлением хорошей стопки водки; для италийца-селянина – густая бобовая каша с
оливковым маслом или салом, овощи и фрукты, свежие и сушеные, пшеничный хлеб и
легкое виноградное вино. Основой, фундаментом питания был хлеб. Катон назначал
каждому рабу помесячно зимой 4, а летом 4 1/2 модия зерна [88 - Н. Ясный (N.
Jasny. The wheats of classical antiquity. Baltimore, 1944. C. 56) напрасно
считает, что Катон давал своим рабам не пшеницу, а двузернянку «полбу». Катон
отчетливо различает оба растения и не смешивает их названия.]. Легионер получал
3 1/2 модия (Polyb. VI. 39) – по-видимому, это была норма, установленная для
здорового мужчины, занятого тяжелой физической работой.
Познакомимся со свойствами этого пшеничного хлеба. Плиний, рассказывая о
разных сортах пшеничной муки, пишет: «…существует определенный закон природы
(lex certa naturae), по которому любая пшеничная мука дает в солдатском хлебе
одну треть припека» (XVIII. 67). Этот «закон природы» объясняется просто: такой
большой припек получается при выпечке хлеба из непросеянной муки, т. е. с
отрубями. Солдатский хлеб выпекался по тому же самому рецепту, который был
признан в крестьянской среде наилучшим и по своей выгодности, и по явно
ощутимому признаку: этим хлебом человек не только утолял голод, но и чувствовал
себя от него здоровее. Эмпирически, и руководствуясь в первую очередь
соображениями хозяйственной экономии, италийский крестьянин нашел для себя
самый здоровый и питательный хлеб, богатый витаминами группы B. Модий пшеницы
весит 6 1/2 кг; 6 1/2 x 4 = 26 кг + 8 1/2 кг припека = 34 1/2 кг хлеба.
Закованные рабы у Катона получали в день зимой 1 кг 308 г хлеба, а с началом
тяжелых работ – 1 кг 635 г. Килограмм с лишним хлеба считался нормой для
взрослого работника. Здесь, конечно, возможны были всякие отклонения; раб,
получавший свой паек зерном, мог перемолоть его частью на муку, а частью на
крупу, – это уменьшало его хлебный рацион. Если крестьянская семья жила в
достатке, то потребление хлеба совпадало с нормой или приближалось к ней; в
бедной семье хлеба ели, конечно меньше.
Хлеб – еда пресная и, как всякая пресная еда, он требует какой-нибудь острой
приправы. Катон давал своим рабам соленые маслины, уксус и дешевые рыбные
консервы. Этим же, надо думать, приправлял свой хлеб и крестьянин. Маслина –
дерево неприхотливое и щедрое: два-три дерева столовых сортов, которые
приткнулись где-то на крестьянском дворе, давали урожай достаточный, чтобы
обеспечить на длительный срок семью солеными и маринованными маслинами. А кроме
того, и у крестьянина, и у раба были еще овощи и фрукты.
Италийский огород пережил большую эволюцию от маленького клочка земли, на
котором любая деревенская женщина выращивала, говоря словами Плиния, «грошевые
овощи» (XIX. 52), до промысловых огородов, где работали специалисты-огородники,
умевшие выводить «капусту таких размеров, что она не помещалась на столе у
бедняка», или спаржу весом три штуки на фунт (Pl. XIX. 54). Нас интересует
сейчас бедный крестьянский огородник.
Нам повезло и здесь; с ним знакомят и маленькая поэмка, приписанная Вергилию,
«Moretum», и Приапеи – короткие стихотворения, в которых постоянно упоминаются
сады и огороды «бедных хозяев» (16; 85-86). У Симила, героя «Moretum» в огороде
«росло все, что потребно бедняку, да и богатый человек порой немало получал от
бедняка» (64-65). Ассортимент овощей у него и у «бедных хозяев» из Приапей
почти одинаков: лук, чеснок, порей и разные острые травы – щавель, кресс, укроп,
дикая горчица, рута, сельдерей, кориандр, тмин. У Катона сеют то же самое:
чеснок, порей (47; 70), кориандр, тмин (119; 157. 7), укроп (117 и 119), мяту и
руту (119). Из овощей, дающих пищу более существенную, «прочную», и Симил, и
огородники из Приапей разводят капусту, свеклу и тыкву горлянку.
Что касается фруктов, то здесь на первом месте стоял инжир, который Катон
считал добавкой к хлебу, настолько сытной, что как только инжир вызревал,
хлебный паек рабам-колодникам сокращался на целый фунт (56). Инжир богат
сахаром (до 70%) и поэтому очень сытен, особенно если есть его с хлебом, как
едят его и сейчас в Италии и как ели и в древности. Сушеный инжир («винные
ягоды»), сладкие яблоки и груши были, по свидетельству Колумеллы, частой
добавкой к деревенскому столу в зимнее время (XII. 14). Что их ели свежими с
самого момента их появления, – в этом можно не сомневаться. Срывать фрукты с
деревьев рабам, конечно, запрещалось, да и расчетливый, скуповатый крестьянин,
если у него в саду росли хорошие сорта, налагал на своих детей такой же запрет,
но на подбирание падалицы запрет этот не распространялся: уследить за его
нарушением было невозможно, да и в условиях италийского хозяйства осыпавшиеся
плоды ценности не представляли.
Итак, хлеб с приправой из соленых маслин, с чесноком или луком, овощи и
фрукты. А горячее? Катон, перечисляя обязанности ключницы, пишет: «…она должна
позаботиться о том, чтобы была вареная пища для тебя [хозяина] и для рабов»
(143. 2). Что рабы, вернувшись вечером с работы, получали какую-то готовую еду,
которую и ели вместе «в деревенской кухне», это засвидетельствовано и
Колумеллой (XI. 1. 19). Что представляла собой эта горячая еда?
Наши источники молчат, но предположения наши по этому поводу можно считать
достоверными. В севообороте древней Италии неизменно стоят бобовые, их сеют из
года в год, и они подготовляют землю под посев зерновых. Главное место среди
них занимают бобы – растение очень урожайное и очень дешевое. Кроме бобов,
сеяли чечевицу, горох разных сортов, лупин. Среди излюбленных кушаний римского
трудового люда стоит conchis – очень густая
|
|