|
сплошными подлокотниками, составляющими одно целое со спинкой,
свернувшись калачиком спит небольшой пес. И спинка, и подлокотники, и сиденье
обтянуты материей с вытканными или вышитыми узорами, а под этой материей
имеется набивка: перед нами предок нашего современного дивана [72 - Мнение, что
древние не знали мягкой мебели и только застилали жесткую мебель переносными
мягкими вещами, оказывается, следовательно, ошибочным.].
Столы нужны были для разных целей: за ними ели, на них ставили разные
предметы; так же как и кровати, они служили практическим целям и, так же как и
кровати, были украшением комнаты.
В атрии около комплювия находился картибул [73 - Слово cartibulum
встречается только у Варрона и в Глоссариях, которые Варрона списывают. По
мнению одного лингвиста, cartibulum возникло из carto-tabulum; в carto корень
тот же, что в cortina – «котел»; cartibulum, следовательно, «стол для котлов».
См.: I. Collart. Varron de lingua latina. Paris, 1954. С. 226.] – стол «с
каменной четырехугольной продолговатой доской на одной колонке», по описанию
Варрона (1. 1. V. 125); он помнил, что мальчиком еще видел его во многих домах.
Судя по Помпеям, картибул продолжал оставаться в атрии еще долгое время спустя
(может быть, обычай этот сохранялся только в провинциальных – в нашем смысле
этого слова – городах Италии). На картибуле и вокруг него, по словам того же
Варрона, стояла бронзовая посуда. Эти тяжеловесные предметы нуждались в
подставке прочной, и память об этом практическом назначении картибула диктовала
и выбор материала для этого стола, и его устройство: доска на нем может быть и
деревянная, но для ножек выбирают материал более надежный – камень. В доме
Обелия Фирма в Помпеях каменная четырехугольная плита утверждена на четырех
ножках, оканчивающихся львиными лапами, – такие ножки часто встречаются у
столов эллинистического времени. Новшеством, которое внесли италийские мастера,
была замена ножек сплошной мраморной плитой; отделкой ее и занялся италийский
каменотес. Овербек верно заметил, что античные мастера обнаружили больше
понимания, чем художники Возрождения, старавшиеся украшать доску стола, которая,
если стол служит своему прямому назначению, скрыта под предметами, на него
поставленными; италийские мебельщики обратили свое внимание на ножки – ту часть
стола, которую ничто не закрывает и которая сразу привлекает внимание входящего.
Четырем ножкам картибула они старались придать некоторую монументальность,
высекая их в виде пилястров или колонн с канелировкой и фризом; когда в
распоряжении мастера оказалась свободная плоскость широкой плиты, то тут в ее
орнаментировке он дает простор своей фантазии. Неизменно, правда, от картибула
к картибулу повторяется один мотив: плита обязательно заканчивается крылатым
чудовищем с мощными львиными лапами; напряженность этих лап с ясно выступающими
вздувшимися мускулами подчеркивает и тяжесть ноши, и силу несущего. Голова же и
крылья этих чудовищ трактуются по-разному: грифоны с картибула, хранящегося в
Ватикане, которые спокойно сидят, словно отдыхая и еще не успев сложить крыльев
после полета, резко контрастируют с грифонами на картибуле Корнелия Руфа, до
отказа напрягающими свои силы под бременем лежащей на них ноши. И пространство
между этими фигурами мастер заполняет обычно традиционным растительным
орнаментом, но выбирает его элементы и располагает их по своему вкусу и
усмотрению. На ватиканском картибуле виноградная лоза вьется по верхнему краю
плиты над грифонами; в середине ее на высокой подставке стоит кратер, и двое
обнаженных юношей изо всех сил тянут вниз огромную виноградную кисть; картибул
из Дома Мелеагра (Помпеи) был украшен рогом изобилия; на картибуле Корнелия
Руфа изваяны листья аканфа, цветы и стебли, переплетающиеся между собой в
сложном узоре. С большим вкусом отделана плита картибула, хранящегося в
Нью-Йоркском музее: мастер не загромоздил ее орнаментом, а свободно раскинул на
широком поле побеги мягкого аканфа с листьями и цветами.
Надо признать, что римляне, которых обычно корят за отсутствие вкуса,
обнаружили большой художественный такт, поместив в центре атрия на самом
освещенном месте такой стол, как картибул. Этот тяжеловесный громоздкий стол с
грозными оскаленными фигурами подходил к огромному, темноватому, почти пустому
залу; он создавал единое общее впечатление, основной общий тон, который
остальная мебель, более легкая и веселая, могла несколько смягчить, но уже не в
силах была нарушить.
Другим типом столов были переносные столики с изящно изогнутыми ножками,
которые оканчиваются козьими копытцами. На одной из эрмитажных лекан изображен
этот столик. Эта греческая утварь прижилась в Риме. На помпейской фреске вокруг
такого столика собралась веселая компания, занятая игрой в кости; на фреске из
Геркуланума изображен такой же круглый трехногий столик, на котором стоит
различная посуда. Очень вероятно, что такие столики стояли в спальнях около
кроватей: маленький светильник, невысокий канделябр, чашка с водой, свиток –
все эти легкие вещи можно было удобно разместить на его доске [74 - Изображения
таких столиков см.: G. Richter. Указ. соч. Рис. 324; H. Lamer. R?mische Kultur
im Bilde. Leipzig, 1910. Рис. 101.].
К этому же типу легких столиков относятся и столики-подставки, несколько
образцов которых дошло до нас из Помпей. Они тоже родом из Греции. В
Брюссельском музее хранится великолепный экземпляр такого столика, целиком
деревянного, на трех ножках. Мастер не побоялся соединить в этих ножках мотивы
не только разные, но просто чужеродные (нога антилопы, выточенная с искусством
несравненным, заканчивается букетом аканфовых листьев, из которых поднимается
на изогнутой шее голова лебедя), но тем не менее вся вещь воспринимается как
нечто художественно цельное и создающее то впечатление, которое мастер хотел
подсказать зрителю: впечатление легкости. Италийские мастера переняли стиль
своих эллинистических образцов, но в соответствии с римским вкусом перегрузили
их в некоторых случаях орнаментировкой и тем самым несколько утяжелили.
Мастеров столика, найденного в доме Юлии Феликс в Помпеях,
|
|