|
стяные пластинки. От этих деревянных частей ничего не
уцелело, и Паскви восстановил их формы и размеры по костяным пластинкам разного
вида и разной длины, которые во множестве найдены были в той же самой могиле.
Панель была украшена, так же как и в нью-йоркском экземпляре, львиными мордами
по концам; в середине находились бюсты крылатых женщин (A. Pasqui. Di un antico
letto di osso scoperto in una tomba di Norcia. Monumenti antichi, 1892. V. I. С
233—244, табл. I-II).].
О том, что для облицовки кровати брали слоновую кость, черепаху, золото и
серебро, мы узнаем из литературных источников. Ловкий раб, прислуживая за
обедом, умел незаметно сдернуть с обеденного ложа один из тонких золотых
листиков, которыми оно было обито (Mart. VIII. 33. 5). Калигула послал на казнь
раба, который с ложа, выложенного серебром, сорвал серебряную пластинку (Suet.
Cal. 32). Плиний говорит, что уже давно кровати для женщин сплошь покрывали
серебром; но «Корнелий Непот передает, что до Сулловой победы в Риме было
только два обеденных ложа, отделанных серебром» (XXXIII. 144 и 146).
В ходу была и отделка кроватей фанерками из дерева. Плиний перечисляет ряд
деревьев, из которых эти фанерки нарезали (XVI. 231), но так как в связи с
кроватью упоминается только клен, то можно думать, что для фанеровки кроватей
употребляли если не исключительно, то преимущественно это дерево. «С этого вот
и начали деревья служить роскоши, – вздыхал Плиний, – дорогим деревом одевают,
как корой, дешевое» (XVI. 232). Для фанерок шел клен той породы, которая росла
в Истрии и Ретии; Плиний ставил его сразу вслед за драгоценным «цитрусом», так
как клен этот тоже славился рисунком своей древесины: «волнистое расположение
пятен» на нем напоминало павлиний хвост (XVI. 66), и кровати, оклеенные
фанерками из этого дерева, назывались «павлиньими» (Mart. XIV. 85).
С половины I в. до н.э. в моду стала входить облицовка черепахой. «Разрезать
черепаховые щиты на пластинки и одевать ими кровати первый придумал Карвиллий
Поллион, человек расточительный и богатый на выдумки, когда дело касалось
роскошества» (Pl. IX. 39).
Характерное для многих слоев римского общества того времени отсутствие вкуса,
подмена простого и в своей простоте прекрасного обильной и не всегда
гармоничной орнаментировкой, уважение не к вещи, а к ее стоимости, – все это на
примере кроватей с черепаховой инкрустацией сказалось чрезвычайно ярко. Плиний,
у которого возмущение современными ему нравами стало литературным приемом,
начав с осуждения фанеровки деревом, так изображает порчу вкуса у своих
современников: «…недавно в царствование Нерона дошли до чудовищной выдумки:
уничтожать с помощью раскраски естественный вид черепахи и придавать ей
сходство с деревом… весело бросать деньги на забаву и забавляться двойной
игрой: во второй раз смешивать и искажать то, что искажено самой природой» (XVI.
232—233; IX. 139).
Мы не знаем, в какой цене стояли кровати и какие из них были дороже и какие
дешевле, но что такая мебель была доступна только богатым людям, это очевидно.
И застилали такую кровать тканями тоже роскошными и дорогими.
На ременный переплет клали прежде всего матрас, набитый хорошей, специально
для набивки тюфяков обработанной шерстью. Изготовлением ее славились левконы,
галльское племя, жившее в теперешней Бельгии. Марциал внес подушки, набитые
левконской шерстью, в число предметов роскоши (XI. 56. 9) и советовал
предпочитать перине левконский тюфяк (XIV. 159). Перины упоминаются у Плиния
(XVI. 158); Марциал уверяет, что лихорадка не хочет покинуть Летина, потому что
ей «хорошо живется с ним» и удобно спится на его роскошной пурпуровой перине
(XII. 17. 8). Морфей у Овидия спит на перине (met. XI. 610). Набивкой для
подушек служила или шерсть, – «видишь, сколько подушек? И в каждой шерсть
окрашена в пурпурный или фиолетовый цвет!» – восхищался один из гостей
Тримальхиона (Petr. 38), – или перья, и особенно гусиный пух, который вошел в
употребление в начале империи. «До того дошла изнеженность, – сетовал Плиний, –
что даже у мужчин их затылок не может обойтись без пуховой подушки». Очень
ценился пух германских гусей (фунт его – 327 г – стоил 20 сестерций); Плиний во
время своего пребывания в Германии был очевидцем, как префекты вспомогательных
войск снимали с караульной службы целые когорты и отправляли их на охоту за
гусями (X. 54). Наволоки делали полотняные – очень любили полотно, вытканное
кадурками (галльское племя, жившее в Аквитании; Pl. XIX. 13), и шелковые:
влюбленный юноша мечется без сна на пестрых шелковых подушках (Prop. I. 14), а
у старухи, желающей пленить поэта, сочинения философов-стоиков разбросаны среди
шелковых подушек (Hor. epod. VIII. 15-16).
Подстилка, которой застилали тюфяк, и одеяла (stragulae vestes) были вещами
и дорогими, и роскошными. Цицерон, перечисляя богатства Суллова наперсника
Хрисогона, помещает эти постельные принадлежности в один ряд с картинами,
статуями и посудой чеканного серебра (pro Rocc. Amer. 46. 133). Зоил,
разбогатевший отпущенник, при воспоминании о котором у Марциала неизменно
разливалась желчь, заболел лихорадкой: просто ему хочется показать свое
ярко-красное дорогое одеяло, тюфяк и подушки с пурпурными наволоками из
Антинополя (Mart. II. 16); бедняга-муж, которого знобит от спящей рядом
старухи-жены, напрасно натягивает на себя толстое ворсистое одеяло, сверкающее
белизной на пурпурном ковре, которым застлана кровать (Mart. XIV. 147). Иногда
на кровать кладут lodices – двойное покрывало, одну половину которого постилают
вниз, а другой покрываются (Mart. XIV. 148). Бывали одеяла, сшитые из кротовых
шкурок. Они тоже вызывали негодование Плиния: «Даже страх нарушить религиозные
предписания не удерживает изнеженных любителей роскоши от животных зловещих!»
(VIII. 226). Ко времени Марциала вавилонские одеяла с вышивками уступили место
египетским, затканным пестрыми узорами (Mart. XIV. 150).
В Берлинском музее хранилась небольшая терракотовая статуэтка: на ложе со
спинкой и
|
|