|
гда раму из одной
древесной породы, а ножки из другой [66 - Богатый Микион заказывает себе
обеденные ложа с ножками из каменного дуба (ter. adel. 585).]. Ножки вытачивали,
превращая вертикальный стояк-обрубок в комплекс разнообразных
стереометрических тел. Набор их одинаков: ровный или сплюснутый шар; плоские
круги, прижатые один к другому; цилиндры, длинные или укороченные настолько,
что они превращаются в кольцо; усеченные конусы, широкие или вытянутые,
напоминающие колокольчики. Мастер только выбирает между ними, разнообразит их
размеры и расположение. Иногда ножки вытачивали из костей. В одном из самых
знатных и богатых помпейских домов, в Доме Фавна, нашли кроватные ножки из
слоновой кости; чаще, конечно, брали материал более дешевый: кости лошадиные и
от крупного рогатого скота. Бывало, что кость покрывали резным узором;
деревянные ножки обивали бронзой. Изголовье, изящный выгиб которого уже сам по
себе имел орнаментальное значение, тоже отделывали бронзой. На обеденном ложе
из Помпей по бронзовой накладке подлокотников вьется выложенный серебром узор;
вверху и внизу их находятся с одной стороны кровати литые из бронзы фигурки
амурчиков, а с другой стороны – лебединые головы [67 - Изображение этой кровати
см.: G. Richter. Ancient Furniture. Oxford, 1926. Рис. 309—310; I. Overbeck.
Pompei4. Leipzig, 1884. Рис. 228; А. Маи. Pompei2. Leipzig, 1908. Рис. 206.
Дерево совершенно обуглилось, но настолько хорошо сохранилось, что можно было
восстановить всю кровать по античному оригиналу; в изголовье вставлена
деревянная панель – это был излюбленный у италийских столяров способ
разнообразить монотонную поверхность доски; по краям изголовье обито бронзовыми
полосами. Изогнутую плоскость подлокотника обрамляют выступающие края.
Деревянное изголовье одной кровати украшено было пятью прямоугольными панелями
(I. Overbeck. Указ. соч. Рис. 225); изголовье другой выложено узором из
костяных пластинок; прямые линии перемежались листьями. Нигде мы не встречаем
указаний на пользование ширмами; для них нет даже названия, и, однако, в
Помпеях ширмы нашлись. Они состоят из трех частей; каждая из них представляет
собой основательную деревянную раму, которая делится такой же крепкой
поперечиной на две половины. Каждую из этих половинок тонкие деревянные палочки
(две вертикальных и три горизонтальных) разбивают на 12 равных квадратов, и
каждый квадрат пересекают по диагонали две еще более тонкие деревянные палочки.
Переплет этот был затянут с задней стороны плотной материей (I. Overbeck. Указ.
соч. С. 423—424 и рис. 224). Овербек настаивает на том, что ширмы эти ставили в
спальнях возле кроватей. Может быть, из них составляли перегородки в комнатах?].
Очень часто на изголовье находилась голова осла; Ювенал, вспоминая доброе
старое время с его простым и скромным бытом, наделяет бедное ложе тех времен
изголовьем, которое обито бронзой и украшено головой ослика с венком на шее (XI.
96-97). На великолепной кровати из Амитерна изголовье заканчивается прекрасно
сделанной головой обозлившегося мула, который, прижав уши, раскрыв рот и
вздернув верхнюю губу так, что видны оскаленные зубы, гневно повернулся в
сторону предмета, его рассердившего. Серебряная накладка подлокотника украшена
мастерски выполненным рисунком – сатиры и менады среди деревьев и виноградных
лоз. Подлокотник заканчивается изящным закруглением, и в нем помещен бюст
вакханки с плющом на голове и звериной шкурой на плечах [68 - Это ложе было
ошибочно восстановлено как bisellium (двойной табурет, на котором в муниципиях
имели право сидеть в общественных местах лица почтенные – honore biselliato;
преимущественно честь эту оказывали августалам). См.: W. Amelung. Das
Capitolinische «Bisellium». RM, 1902. T. XVII. С. 269—276.]. Изголовье одного
погребального ложа, найденного в Анконе, а также его изножье украшены вверху
львиными мордами, а внизу бюстами крылатых гениев или менад. На изголовье
второго ложа находились вверху лошади и собаки, внизу подлокотник замыкала
голова Диониса или Геракла [69 - См.: E. Briiio. Tombe dell'epoca Romana. Not.
d. Scavi, 1903. C. 445 – 459. Рис. 17, 19, 19a-b-c, 20-27.]. Грядки кровати,
«голые» в упомянутой сатире Ювенала, довольно рано, по-видимому, утратили эту
старинную простоту: уже в начале II в. до н.э. «с войсками, вернувшимися из
Азии, в Рим пришла роскошь: впервые привезены были ложа, обитые бронзой, и
дорогие ткани, которыми застилали кровать» (Liv. XXXIX. 6). По уверению
Цицерона, мастера в Сиракузах в течение трех лет заняты были изготовлением
таких кроватей с бронзовыми накладками для одного Верреса (in Verr. IV. 26. 60).
Рама у кровати из Помпей обита бронзой и со стороны, обращенной к столу,
богато, хотя и не сплошь, выложена серебряными квадратиками с чернью.
Прекрасный образчик украшенных кроватных грядок имеется в Нью-Йоркском музее: в
литую бронзовую полосу вставлена пластинка с гирляндой из оливковых листьев и
ягод, обведенной геометрическим узором. Узор этот, листья и стебельки, выложены
серебром, а ягоды – медью [70 - См.: G. Richter. Указ. соч. Рис. 315.]. В том
же музее хранится кровать, которую ошибочно собрали, как сиденье. Широкая
деревянная панель, вделанная в верхние цилиндры точеных костяных ножек и
обрамленная двойной грядкой (вверху и внизу), украшена по краям львиными
мордами (тоже из кости), а в середине – веселой инкрустацией из разноцветных,
красных, белых и желтых, стеклянных кубиков [71 - В Норчии (древняя Нурсия в
Самнии) найдено погребальное ложе подобного же типа, все в обломках и отдельных
кусочках. Путем долгой и кропотливой работы итальянскому археологу Паскви
удалось восстановить его, причем ясной стала техника изготовления таких
костяных ножек. На толстый железный прут надевали выточенные из дерева знакомые
нам геометрические тела, на которые затем наклеивали вырезанные соответственно
данной фигуре тонкие к
|
|