|
л
секрет цемента, который, по словам Плиния, «сливал камни в одну несокрушимую
массу, становившуюся крепче с каждым днем»: в известь вместо простого песку
стали класть «путеоланскую пыль», особый вулканический песок (пуццолана). С
этим цементом здания из бута могли стоять века и века. Требовалось только
соблюдать некоторые правила, которые в Риме, с его лихорадочным строительством,
преследовавшим сплошь и рядом цели грубо спекулятивные, слишком часто
нарушались. Фундамент закладывали неглубоко, а дом выводили в 5-6 этажей, не
заботясь о соответствии высоты и площади, занимаемой зданием по ширине. Август
запретил строить дома выше 20.6 м, но запрещение это относилось только к домам,
выходившим на улицу; дом, стоявший во дворе, мог быть и выше. Для цемента можно
было взять не красную пуццолану, дающую самый крепкий цемент, а темно-серую,
лежащую близко к поверхности, более дешевую, но не такую крепкую, и даже ее
положить в меньшей, чем требовалось, пропорции; вместо каменных или кирпичных
стоек, которые помещали для прочности между «блоками» залитого цементом бута,
взять деревянные; внутренние перегородки сплести из хвороста. После страшного
пожара 64 г. Нерон издал ряд очень разумных распоряжений, касающихся
строительства: запретил употребление дерева в стенах, «сократил высоту зданий»
(неизвестно, насколько по сравнению с нормой Августа), велел обводить дома по
фасаду портиками, дома строить на некотором расстоянии один от другого и делать
просторные дворы; расширил улицы. «Эти полезные меры придали и красоты новому
городу» (Tac. ann. XV. 43). Можно не сомневаться, что в этом «новом городе»
после страшных уроков пожара стали отстраиваться иначе, чем раньше. Дома на via
Biberatica (за форумом Траяна) уцелели в значительной части до сих пор. До сих
пор стоит инсула, выстроенная во II в. н.э. у западной стороны Капитолия. Но
несомненно также, что настоятельная потребность в жилье и погоня за наживой
заставляли, в обход всех указов Нерона, пользоваться при стройке и деревом, и
необожженным кирпичом, брать для штукатурки глину с соломой, а для связующего
раствора плохой слабый цемент. В Риме были хорошие инсулы, но были и плохие, и
эти плохие не представляли собой единиц. Можно отмахнуться от Ювенала – что
делать сатирику, как не ворчать и не выискивать худое, – но от указа Траяна,
как от риторического бреда, не отмахнешься. По указу этому высота домов
снижалась до 17.7 м, и мера эта мотивировалось тем, что дома «легко
обваливаются».
Большим бедствием Рима были пожары. «Следует жить там, где нет никаких
пожаров и ночных страхов. Уже Укалегон переносит свой жалкий скарб, уже дымится
третий этаж, а ты ничего и не подозреваешь. В нижних этажах тревога, но
последним загорится тот, который защищен от дождя только черепичной кровлей,
где несутся нежные голубки» (Iuv. III. 197—202). «Пожары – наказание за
роскошь», – нравоучительно замечает Плиний, заканчивая рассказ о «глыбах
мрамора, произведениях художников и царских издержках», которых требуют дворцы
его современников (XXXVI. 110). Огонь не щадил ни этих великолепных построек,
ни бедных инсул: пожаром 64 г. были уничтожены и те и другие (Suet. Nero, 38.
2). Пищу огню давало дерево, широко применяемое в строительстве: двери, окна,
балконы, потолки, наконец, мебель. О перегородках, сплетенных из ветвей,
Витрувий пишет: «Лучше бы их и не придумывали! они сберегают место и время…, но
при пожаре это готовые факелы» (II. 2. 20). И тут мы подходим к двум
существенным недостаткам всех италийских инсул: к отсутствию воды и отсутствию
отопления.
Римляне знали отопление горячим воздухом, но устраивали его только в банях,
в отдельных комнатах своих усадеб и, во всяком случае, проводили его не выше
первого этажа [57 - Устраивали отопление таким образом: возле помещения,
которое желали отапливать, складывали в земле круглую или четырехугольную печь
со сводом. Над землей выдавался обычно только ее верх; тепло от этой печи шло
по каналу, проведенному от нее в подполье обогреваемого помещения. Подполье
устраивали особым образом: на четырехугольные столбики, сложенные из отдельных
кирпичей (реже из камня), промазанных глиной с волосом, или на глиняные
обожженные цилиндры клались кирпичные, сверху рифленые плиты так, чтобы каждая
легла на четыре столбика, закрыв собой только четверть верхнего, более широкого
кирпича, последнего в столбике (столбики отстояли один от другого на 25-30 см,
подполье было не выше 1 м). Плиты эти заливали раствором из песка с известью,
затем усыпали мелким булыжником или битым кирпичом, заливали все цементом и
затем уже настилали верхний пол из мраморных плит или мозаики. Такой пол
медленно прогревался, долго сохранял тепло, не обжигал ног и не трескался от
жара.Обогревали и стены. Между стеной и ее облицовкой прокладывали трубы,
сложенные из полых кафлей высотой 20-30 см, шириной 8-12 см. Толщина стенок
была 1.5-2 см с отверстиями в боковых сторонах. Кафли прикреплялись к стене
железными крюками; наружную сторону их делали всю в желобках, чтобы штукатурка
на них держалась лучше. Трубы эти сообщались непосредственно с подпольем;
горячий воздух поднимался по ним и прогревал стены, в которых делали еще
душники, чтобы впускать этот воздух прямо в комнату. Иногда всю стену
превращали в своеобразную обогревательную трубу: ее облицовывали особыми
«плитами с сосками» (tegulae mammatae), у которых на каждом углу было по
выступу, похожему на сосок. Между этими плитами и стеной оставалось полое
пространство, по которому и шел горячий воздух.]. Жильцы остальных этажей
обогревали свои комнаты отопительными приборами, несколько напоминающими
огромные самовары (тем более, что в них кипятилась и вода), или простыми
жаровнями вроде кавказских мангалов, бронзовыми или медными, часто очень
красивыми, но император Юлиан, однако, чуть не умер в Лютеции, угорев от такой
жаровни. Освещались комнаты светильниками и свечами. Достаточно было
неосторожного движения, толчка, резкого жеста – и дерево занималось от
просыпавшихся углей, от разлившегося и вспыхнувшего масла, горевшего в
светильнике. И потушить его было нечем: воды
|
|