Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: История :: История Европы :: История Древнего Рима и Италии :: Сергеенко М.Е. - Жизнь в Древнем Риме
<<-[Весь Текст]
Страница: из 139
 <<-
 
2. С 210 сл.; 2) R?misches Haus. P. – W. – K. 
Zw. Reihe, I, HB, 1914. Ст. 961 – 995) объяснял, что domus представляет собой 
соединение этрусского дома, состоявшего из трех частей – таблина и двух боковых 
комнат, и умбро-италийского деревенского жилища того вида, какой имеют 
погребальные «урны-хижины» VII-VI вв. до н.э. Это жилище и есть атрий, который 
никоим образом нельзя рассматривать как двор: предположение, что двор, 
первоначально открытый, окажется затем под крышей, совершенно неубедительно. 
Италийская хижина была покрыта четырехскатной крышей со скатами наружу; вверху 
в крыше имелось отверстие, через которое выходил дым, – иными словами, это была 
постройка типа atrium displuviatum. Когда этрусский дом и эта хижина 
соединились (произошло это в городе), то по причине узости улиц и малого места 
крышу переделали, обратив ее скаты внутрь (крыша с комплювием). Гьерстад (E. G. 
Gjerstad. The palace at Vouni. Corolla archeologica acta Instituti Romani Regni 
Sueciae. V. II. Lund, 1932. C. 145 сл.) возражал, что этрусский атрий и atrium 
displuviatum представляют собой совершенно разные архитектурные типы и что 
объяснить коренную переделку крыши и превращение комнаты с очагом в комнату с 
имплювием теснотой улиц невозможно. Непонятно и другое. Почему этрусский дом и 
хижина италийского крестьянина соединились вместе? Почему каждое из этих жилищ 
не развивалось по своему плану? Почему этрусский дом не развивался в том 
направлении, в каком развивался «дом с ливаном» (ливан – арабское слово, 
обозначающее комнату с тремя стенами и открытую с четвертой стороны), точной 
копией которого является в передней своей части этрусское жилище? Почему 
обитатели италийской хижины не пристроили к ней еще одну такую же? И каким 
образом из этого чисто механического соединения возникло такое органическое 
целое, как италийский особняк в том виде, в каком мы видим его, например, в 
Доме Хирурга? Этот вопрос поставлен был Агнесой Лэк, которой образование 
италийского особняка представляется в следующем виде (A. Lacke. The Origin of 
the Roman House. Amer. Journ. Archeol., 1937. № 4. C. 586 сл.). К задней стене 
италийской хижины пристраивают другую хижину, а затем, по мере надобности, 
пристраивают другие с обеих сторон и перпендикулярно к этому основному ядру. 
Хижины, непосредственно примыкавшие к главной, делали поменьше, чтобы оставить 
проходы между ней и пристройками. Это будущие alae – «крылья». Над двором 
навели крышу, когда позднее, в условиях городской жизни, потребовалось еще 
добавочное помещение. Основная хижина входит, таким образом, в этот новый 
атрий; пристроенная сзади превращается в таблин. Гьерстад выдвинул другую 
теорию (Указ соч. С. 162): этруски, пришедшие из Малой Азии, принесли с собой и 
привычный им тип трехкомнатного жилья. План его хорошо известен и по этрусским 
храмам, и по этрусским гробницам: средняя открытая комната и две боковых. Это 
обычный анатолийский дом с ливаном. Дома с ливаном позднейшего времени, с 
боковыми комнатами иногда с боковыми ливанами, почти полностью сходны с 
италийским особняком. Гьерстад оговаривается, что, может быть, этрусский дом в 
том виде, в каком он появился в Италии, состоял только из трех комнат, перед 
которыми находился портик, открывавшийся во двор, и что двор этот был застроен 
по сторонам позже. Необходимо ли, однако, объяснять план италийского особняка 
какими бы то ни было заимствованиями?Что касается происхождения инсулы, то ее 
родословную А. Боециус очень убедительно ведет от таберны (A. Bo?thius. I) 
Remarks on the development of domestic architecture. Rom. Amer. Journ. Arch., 
1934. № 38. C. 158—170; 2) Roman architecture. G?teborgs H?gskolas Arsskrift, 
1941. T. 47. № 8; 3) Roman and Greek town architecture, G?teborgs H?gskolas 
Arsskrift, 1948. T. 54. № 3), решительно не соглашаясь с Каррингтоном, который 
считает хижину – Дом Хирурга – дом с перистилем и мезонином – инсулу звеньями 
единой цепи, тянущейся от доисторических времен и до наших дней. Италийский 
особняк (domus) не мог со своим атрием и перистилем превратиться в многоэтажный 
дом: высокая надстройка над атрием лишала света и самый атрий, и прилежащие к 
нему комнаты, оставляя в то же время неиспользованной большую площадь, 
находящуюся над атрием.Особняки с верхними этажами «представляют собой не звено,
 соединяющее особняк с инсулой, а некое гибридное соединение двух типов» (A. 
Bo?thius. The Neronian «nova urbs». Corolla archeologica acta Institua Romani 
Regni Sueciae. Lund, 1932. V. II. C. 84-97).].
   Знакомство с Грецией и ее культурой имело глубочайшее влияние на всю жизнь 
римлян. Оказалось, что быть безупречным слугой государства и превосходным 
хозяином, умно и заботливо приумножающим свои средства, мало: надо еще читать 
философов, интересоваться вопросами науки и литературы и обсуждать их в кругу 
семьи и друзей в часы досуга. Достаточно взглянуть на старый италийский дом, 
чтобы увидеть, как мало он приспособлен для этой личной и домашней жизни: он 
весь, если можно так выразиться, на людях. Если его хозяин занимает видное 
место, если он магистрат или просто деловой человек, то он будет целый день на 
виду и в людской сутолоке. Ни ему, ни его домашним негде скрыться в своем доме, 
некуда спрятаться от гула голосов и шарканья подошв. И когда в сознании 
владельца этого дома прочно укореняется убеждение в том, что он имеет право на 
жизнь для себя, он сразу же берется за переделку своего жилища.
   Слово «переделка», правда, в данном случае не совсем подходит; старый дом 
остается в полной неприкосновенности, к нему только прибавляется новая половина,
 заимствованная у эллинистического дома: комнаты этой половины выходят в 
портики, которые с двух или с трех сторон окружают садик, обязательно с 
фонтаном и со множеством цветов. Здесь средоточие домашней, семейной жизни; 
здесь обычно проводят время женщины; сюда допускаются только самые близкие 
друзья, и хозяин, покончив со всеми официальными обязанностями и делами, 
предается здесь тому деятельному досугу (otium), которым так дорожили римляне и 
который они так умели ценить.
   Остановимся немного на истории отдельных комнат.
   В деревенском дворе должна быть обязательно вода: источник, колодезь, 
цистерна с дождевой водой; пои
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 139
 <<-