|
анских фанатиков, которые под руководством
александрийского епископа Теофила разорили и разрушили знаменитый храм Сераписа.
Вскоре после отъезда Феодосия на восток в мае 392 г. при невыясненных до конца
обстоятельствах погиб фактически уже отстраненный от власти Валентиниан II.
Новым императором на западе был провозглашен Евгений, на которого и сделала
свою последнюю ставку языческая “партия” римского сената. Одна за другой к
Евгению были посланы три делегации сената с просьбой восстановить алтарь Победы,
а с ним и привилегии языческого жречества и храмов.
Феодосий тем временем ясно продемонстрировал свою позицию по отношению к новому
узурпатору: он отказался признавать его императором, а в ноябре 392 г. издал
закон, который фактически упразднял языческий культ, запрещая все виды
религиозной языческой практики. После этого Феодосий начал открытую подготовку
к войне.
С оглядкой на Феодосия не спешила признавать Евгения и церковь. В этих условиях
новому императору ничего не оставалось делать, как уступить язычникам. Хотя не
было издано специального эдикта, Евгений щедро наградил просителей за алтарь
Победы из собственных средств, то есть практически в замаскированной форме
выделил государственные средства на языческий культ и частично вернул храмам
утраченное. Одновременно Евгений направил средства и христианским храмам,
демонстрируя полную веротерпимость. Однако этот жест был бескомпромиссно
отвергнут Амвросием, направившим узурпатору специальное послание, являвшееся
фактическим отлучением от церкви.
При потворстве Евгения язычники во главе с префектом Италии Никомахом Флавианом
развернули активную деятельность по реставрации язычества на западе и особенно
в Риме: восстанавливались пришедшие в ветхость языческие храмы, возрождались
языческие обряды, праздники, игры, было объявлено прекращение всех дел на три
месяца с целью “очищения” Рима и других городов Италии.
И Феодосий, и Евгений вели активную подготовку к войне. На востоке проводилась
активная пропаганда с целью придать готовящемуся походу Феодосия против Евгения
характер религиозной миссии для установления на западе “истинного благочестия”,
что позволило потом называть эту войну “крестовым походом христианского
императора”.
Феодосий выступил в поход в мае 394 г., а 5 сентября в долине реки Фригид в
Северной Италии произошла решающая битва, в которой Евгений был разгромлен и
казнен солдатами на глазах у Феодосия. Христианская пропаганда сразу же
объявила, что эта победа одержана с помощью бога и что она означает торжество
христианства над язычеством. Феодосий и сам придал религиозный оттенок своей
победе тем, что не отпраздновал триумфа, подобно своим предшественникам, а
первым делом совершил молитву и приготовил пожертвования христианскому богу.
Чувствуя твердую поддержку со стороны христианской церкви, Феодосий
окончательно подавил последние явные очаги язычества на западе. На эту часть
империи было распространено антиязыческое законодательство, были запрещены
языческие обряды и закрыты храмы, их имущество конфисковывалось, а жрецы
лишались всех привилегий.
Победа Феодосия над Евгением означала и окончательную политическую победу
христианства. Язычество с конца IV в. утрачивает последние претензии на роль
государственной религии, и языческая реакция с этих пор больше не находится в
связи с политикой. Христианство становится теперь единственной официальной
религией Римской империи, не терпящей никаких других культов. Христианизация
римского общества еще не завершается этим окончательно, но теперь начинает
осуществляться с помощью законов государства и под его покровительством,
преимущественно насильственными методами.
Удар, нанесенный Феодосием язычеству, навсегда лишил старую религию возможности
нового возрождения, хотя язычество как мировоззрение, образ жизни и традиция
еще долго продолжало существовать и в народных массах, и в образованной среде.
Торжество доктрины папизма
Правление Феодосия также ознаменовалось и новым этапом в формировании отношений
между церковью и государством.
Будучи на востоке Феодосий возвел отношение к христианству в ранг одного из
важнейших аспектов государственной политики. Однако, отождествляя интересы
церкви и государства, он отнюдь не намеревался поставить церковь в равноправное
положение с государственными институтами. Он, подобно Константину, видел в
христианстве государственную религию, то есть религию, служащую государству, а
не наоборот.
Оказавшись на западе, Феодосий столкнулся с выражением прямо противоположного
мнения об отношениях церкви и государства в лице Амвросия Медиоланского, уже
сумевшего подчинить своему влиянию молодых императоров Грациана и Валентиниана
II.Амвросий отнюдь не был смущен могуществом повелителя всей римской державы, и
давление епископа Феодосий испытал уже с первых дней пребывания в Медиолане
после победы над Максимом.
Первое серьезное столкновение между епископом и императором произошло по поводу
очередной петиции сената о восстановлении алтаря Победы. Феодосий настороженно
воспринял попытку Амвросий указать ему решение этого вопроса, на что епископ
ответил бойкотом. В итоге Феодосий отказал сенаторам в их просьбе, но попытался
представить дело так, что его отказ не зависел от настояний Амвросия.
В декабре 388 г., спустя всего несколько месяцев после появления Феодосия на
западе, Амвросию удалось навязать ему свою модель отношений церкви и
государства. Этот конфликт произошел в связи с приказом императора наказать
виновных в поджоге синагоги в городке Калинник на Евфрате и построить синагогу
заново за счет местного епископа, который подстрекал христиан к бесчинствам.
Этот справедливый приказ
|
|