Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: История :: История Европы :: История Древнего Рима и Италии :: Казаков М.М. - ХРИСТИАНСКАЯ ЦЕРКОВЬ И РИМСКАЯ ИМПЕРИЯ В IV ВЕКЕ.
<<-[Весь Текст]
Страница: из 9
 <<-
 
вызвал негодование Амвросия, который не замедлил 
послать императору специальное послание, изобиловавшее моральными сентенциями и 
примерами из Священного Писания. Однако письмо не возымело должного действия, и 
тогда Амвросий подверг императора прямому шантажу прямо в церкви в присутствии 
паствы, отказавшись совершать евхаристию, пока Феодосий не отменит своего 
решения. Последнему ничего не оставалось делать, как уступить настойчивому 
епископу и отменить свое распоряжение. 
Уступчивость Феодосия имела далеко идущие последствия. Прямым следствием этого 
эпизода стала новая вспышка религиозного фанатизма в отношении язычников и 
иудеев, храмы и собственность которых подверглись новым погромам. Но гораздо 
более серьезное значение имела политическая сторона победы Амвросия, которая 
явилась серьезным ударом по цезарепапизму. Амвросий заявил претензию на 
церковный контроль государственных дел и на право налагать вето на любую меру 
властей, которая могла повредить интересам ортодоксии. 
В 390 г. в Фессалонике произошло возмущение народа против местных властей, 
вызванное их неуступчивостью в отношении публичных мероприятий. Узнав об этом, 
Феодосий отдал распоряжение жестоко наказать виновных. Собравшиеся спустя 
некоторое время в цирке по приглашению императора ничего не подозревавшие 
жители города были окружены солдатами, которые устроили беспощадную резню. По 
разным сведениям было убито от 7 до 15 тысяч человек. 
На это злодеяние императора Амвросий среагировал весьма своеобразно: за три дня 
до приезда Феодосия он покинул Медиолан и из места своей добровольной ссылки 
направил ему письмо, в котором осуждал это бессмысленное кровопролитие, 
призывал императора к раскаянию и покаянию и в довольно мягких выражениях 
объявлял об отлучении Феодосия от церкви. 
Получив письмо Амвросия, Феодосий не решился идти на конфронтацию с церковью и 
на некоторое время перестал посещать христианские храмы. Однако в конечном 
итоге после трехмесячного отлучения и переговоров с Амвросием император 
согласился на публичное покаяние в церкви. Как представляется, этот акт был 
совершен в узком кругу, и ни один источник, написанный при жизни Феодосия, не 
упоминает об этом событии. Впервые его предал огласке сам Амвросий в надгробной 
речи на смерть Феодосия. Но подлинную оценку покаяние Феодосия стало получать 
только с ростом папской власти и постепенно, по мере осознания его значения 
само событие стало обрастать домыслами и легендами. 
Современные исследователи видят в факте публичного покаяния императора “триумф 
церковной власти над светской”, “поворотный пункт в истории”, “прогресс 
человеческий и гражданский”, “установление жизненного принципа западного 
общества”, “победу христианского морального порядка над волей правителя” пример 
того, что “власть и свобода клира доказала здесь способность быть бастионом 
общественной свободы и закона”. 
Давая оценку этому событию, не следует, однако, преувеличивать моральную 
сторону победы церкви, которая символическим актом прощала императору убийство 
многих невинных людей и давала понять, что нет такого преступления, которого 
нельзя было бы искупить, если оно не направлено непосредственно против самой 
церкви. Вместе с тем не следует полагать, что именно возможность покаяния 
развязала руки многим средневековым правителям для кровавых злодеяний. 
Важность этого события состоит в том, что покаяние Феодосия наглядно показало 
саму возможность превосходства церковной власти над светской, хотя до полного 
торжества папизма было еще далеко. В покаянии Феодосия в этом смысле 
справедливо усматривать завершение того этапа христианизации Римской империи, 
который был начат Константином. После этого эпизода ни один император уже не 
мог, подобно Константину, назвать себя епископом среди епископов. 
Установление морального контроля общества, выразителем которого являлась тогда 
христианская церковь, над деяниями человека, облеченного высшей властью, 
представляется крупным шагом на пути к цивилизованности. Торжество законности и 
общечеловеческой морали над волей правителя не стали с этих пор общим правилом. 
Человечеству и европейской цивилизации еще предстоял длительный путь, но начало 
было положено, и прецедент с Феодосием никогда не был забыт, являясь 
напоминанием властителям человеческих судеб об обязанностях перед обществом. 
Итоги IV века 
Таким образом, с окончанием правления Феодосия в основном завершается процессы, 
начатые Миланским эдиктом Константина. Римская империя к исходуIV в. становится 
христианской. Христианство проникает во все сферы жизни и овладевает умами и 
сердцами большинства населения империи. Сходит с исторической арены язычество, 
как политическая сила и опора государства, в разряд государственных 
преступлений попадают ереси, и всякое инакомыслие подвергается преследованию. 
Церковь становится самостоятельным институтом государства и выступает как 
значимая политическая сила, опирающаяся на крупные движимые и недвижимые 
богатства. Политика церкви становится частью государственной политики, и 
интересы церкви и государства отныне чаще совпадают, чем расходятся. С эпохой 
Феодосия завершается в целом и история античного христианства. Хотя 
христианство еще и в V в. существует в пределах Римской империи и 
позднеантичного мира, судьбы и перспективы его развития определились именно в 
IV столетии.

 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 9
 <<-