|
кое
завершение процессы, начатые Константином, и на время его правления приходятся
события, ознаменовавшие окончательную победу христианства.
Борьба с ересями и Второй Вселенский собор
В 380 г. Феодосий принял крещение от епископа никейской ориентации и после
этого издал свой знаменитый эдикт Cunctos populos. В нем император повелевает
всем народам, находящимся под его властью, исповедовать никейскую веру,
принятую на I Вселенском соборе. “Последователям этого учения, - говорится в
эдикте, - мы повелеваем именоваться православными христианами, остальных
же…присуждаем нести бесславие еретического учения, собраниям же их не
приписываем имени церквей. Кроме приговора божественного правосудия они должны
будут понести строгие наказания, каким заблагорассудит подвергнуть их наша
власть, руководимая небесной мудростью”.
Спустя год Феодосий созвал в Константинополе церковный собор, который вошел в
историю, как Второй Вселенский. Его Вселенский характер объяснялся, прежде
всего, тем фактом, что на нем был подтвержден никейский символ веры и расширен
толкованием божественности Святого Духа. Отныне символ веры христианской церкви
стал называться Никео-Константинопольским (или в Православной церкви –
Никео-Цареградским), и в таком виде остается действующим до сих пор. На соборе
решались вопросы о замещении епископских кафедр и были преданы анафеме
евномиане, ариане и другие ереси. Собор также изложил несколько частных правил,
относящихся к управлению церкви. Император Феодосий на этом соборе не
присутствовал, но после его окончания постановил, чтобы все епископы,
отступающие от константинопольского символа, были лишены епископства, и не
только не были переводимы в другие места, но чтобы удаляемы были от церквей,
городских стен и сообщества людей.
В 383 г. Феодосий созвал “собор всех ересей”, на котором император заставил
ересиархов представить ему письменное изложение их учений. Приняв от каждого
такое изложение, Феодосий одобрил только ортодоксальное, соответствующее
Никео-Константинопольскому символу веры, а остальные разорвал.
Таким образом, Феодосий возвел в ранг государственной политики охрану
никейского вероучения и борьбу со всеми ответвлениями от него. За время своего
правления он издал 17 законов против ересей, неуклонно контролировал ход
церковных соборов и назначения на важнейшие кафедры. Борьба с инакомыслием,
даже в рамках одной религии, становится с этих пор важнейшей функцией
государства, и ереси начинают с этого времени рассматриваться как
государственные преступления.
В этих условиях все попытки ариан завоевать расположение императора и сохранить
свои пошатнувшиеся позиции не имели успеха. Арианские лидеры попытались
склонить Феодосия к созыву нового вселенского собора, но православные восточные
епископы во главе с епископом Константинополя Нектарием уговорили императора
отклонить просьбу ариан. В 388 г. Феодосий издал закон, запрещавший собрания
ариан, отправление их культа и публичные рассуждения о вере. В этом же году
последовала смерть видных арианских лидеров – Ульфилы, Димофила и императрицы
Юстины. Оставшиеся арианские лидеры удалились к готам. Последним упоминанием об
арианстве на западе послужил закон Валентиниана II от 391 г., согласно которому
еретики изгонялись из городов и их богослужебные собрания запрещались под
страхом наказания. В законодательстве Феодосия таким последним актом явился
закон от 392 г., по которому еретики лишались права назначать и утверждать
епископов.
Однако арианство, как и многие другие ереси, не исчезло бесследно в IVв. Его
продолжали исповедовать варвары и, несмотря не репрессии, часть населения
Римской империи, особенно на востоке. Отголоски арианского кризиса давали о
себе знать на протяжении всей истории церкви. “Христологические” дискуссии V в.
(монофизитский и несторианский споры) и VII в. (монофелитская ересь) по
существу являлись продолжением дискуссий о Троице и ее ипостасей.
Подавление язычества
В отношении язычества Феодосий действовал более осторожно и долгое время не
предпринимал против него решительных мер, оказывая в то же время явное
покровительство христианству. Лишь в 385 г., возможно как отголосок спора об
алтаре Победы, был издан закон, который ужесточал эдикт о запрещении
жертвоприношений, связанных с предсказанием будущего. Реакцией на этот закон
считают беспрецедентную экспедицию по уничтожению языческих храмов,
предпринятую преторианским префектом востока Цинегием и поддержанную
фанатичными христианами. Однако и после этого Феодосий внешне оставался верен
принципу веротерпимости: язычники назначались им на важные государственные
должности, продолжали функционировать храмы и отправляться язычески обряды.
Обеспечив такой политикой относительно прочный мир на востоке, Феодосий провел
победоносную кампанию против узурпатора Максима и с 388 по 391 г. находился на
западе. Здесь Феодосий тоже на первых порах стремился угодить и язычникам, и
христианам, что способствовало укреплению его позиций. К 390 г. император стал
ощущать возрастающее давление на него со стороны церкви, бесспорным лидером
которой на западе в то время был Амвросий Медиоланский. В конце 390 г. Амвросий
вынудил Феодосия совершить публичное покаяние в церкви, и этособытие правомерно
поставить в связь с решительным поворотом в религиозной политике императора.
24 февраля 391 г., ровно через два месяца после покаяния, Феодосий адресовал
префекту Рима закон, который запрещал как публичные, так и частные
жертвоприношения, закрывал доступ в храмы, осуждал почитание изображений,
созданных человеческой рукой, и определял штраф тем должностным лицам, которые
уклонялись от исполнения этого закона. 16 июня того же года аналогичный эдикт
был направлен префекту Египта, что послужило своеобразной санкцией для
произвола и бесчинств христ
|
|