Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: История :: История Европы :: История Древнего Рима и Италии :: Казаков М.М. - ХРИСТИАНСКАЯ ЦЕРКОВЬ И РИМСКАЯ ИМПЕРИЯ В IV ВЕКЕ.
<<-[Весь Текст]
Страница: из 9
 <<-
 
аспри прямо угрожали общественному спокойствию, как, 
например, во время борьбы за епископский престол в Риме Урсина и Дамаса, когда 
в столкновениях враждующих группировок только за один день погибло 137 человек. 

Свою позицию невмешательства в церковные дела Валентиниан Iотразил в законе, 
согласно которому в делах, касающихся веры, судьей должен быть человек 
церковного звания, и даже в других делах по обвинению епископа разбирательство 
предоставлялось суду епископов. 
Тем временем лишенное государственной поддержки арианство на западе в этот 
период пошло на убыль. Однако на востоке, где правил соправитель Валентиниана I 
император Валент, проарианская политика продолжалась. Важнейшие епископские 
кафедры занимали ариане, и борьба с ними никейцев вступила в новую фазу. 
В целом религиозная политика Валентиниана I вызывала одобрение как христиан, 
так и язычников. Аммиан Марцеллин характеризовал ее такими словами: “Славу его 
правления составляет та сдержанность, с какой он относился к религиозным 
раздорам: никого он не задевал, не издавал повелений почитать то или другое и 
не заставлял своих подданных по строгому принуждению склоняться перед тем, во 
что он верил сам, и эти дела он оставил в том положении, в каком их застал”. 
Однако если веротерпимость Константина имела целью расширить социальную базу 
режима домината и лишь открывала возможности для христианства, то 
веротерпимость Валентиниана I означала уже реализацию этих возможностей 
церковью за полвека и отражала примерное равновесие сил между язычеством и 
христианством в Римской империи. Валентиниан I был вынужден учитывать это 
равновесие в своей религиозной политике и не решился изменить баланс в пользу 
одной из религий, хотя сам испытывал явную склонность к христианству. 
Поворот в религиозной политике при Грациане 
Наследовавший Валентиниану I шестнадцатилетний Грациан (375-383) в первые годы 
следовал принципу веротерпимости своего отца. Отход от этой политики был вызван 
усилением христианства, которое успешно конкурировало с дряхлеющим язычеством. 
Церковь все более настоятельно требовала изменения своего статуса в государстве 
соответственно изменившемуся положению. Толчком для Грациана послужила 
Адрианопольская катастрофа, оказавшаяся серьезнейшим потрясением для всего 
римского мира. По мнению современников этих событий, язычество в качестве 
государственной религии не спасло империю от сокрушительного разгрома со 
стороны варваров, и теперь задача спасения связывалась многими именно с 
христианством. 
Антиязыческая политика Грациана, которая в значительной степени формировалась 
под влиянием епископа Медиолана Амвросия, вылилась в 383 г. в комплекс мер, 
направленных на отделение старой религии от государства. Эти меры выходили за 
рамки всего, что было сделано против язычества до Грациана, и именно с этого 
времени начинается последовательное и неуклонное уничтожение древнего культа 
христианизирующимся государством. 
Первым шагом Грациана был отказ от титула великого понтифика, который носили 
все его предшественники и который означал связь главы государства с официальным 
культом империи. Затем серией последовательных актов Грацианом были предприняты 
следующие меры:
* было отказано в государственных расходах на языческие обряды и 
жертвоприношения, а также на содержание жрецов и весталок; 
* языческие храмы и жрецы был и лишены привилегий; 
* проведена секуляризация земель храмов и служителей культа; 
* из зала заседаний римского сената был вынесен алтарь Победы.
Как показывает история IV в., процесс отделения старой религии от государства 
шел параллельно с христианизацией Римской империи. Рост могущества церкви 
неизбежно сопровождался потерями со стороны язычества. Однако вплоть до 383 г. 
язычество продолжало считаться государственной религией империи, хотя после 
Юлиана это было скорее данью традиции. Антиязыческие меры Грациана знаменовали 
отделение языческой религии от государства, но еще не запрещали поклонения 
старым богам и отправления культа. Эти меры были более политическими, чем 
религиозными. Император стремился завоевать расположение христианской церкви, 
но и язычество не было лишено права на существование. 
Адрианопольская катастрофа заставила Грациана пересмотреть и политику по 
отношению к ересям, так как виновник поражения римлян – Валент проводил 
активную проарианскую политику. Сразу после битвы Грациан издал закон о 
терпимости к ересям, который был продиктован страхом императора перед 
возможными внутренними осложнениями в условиях внешней опасности. Некоторое 
улучшение внешней и внутренней обстановки, контакты с епископом Амвросием, 
оказывавшим влияние на императора, склонность самого Грациана к никейской вере 
привели к изданию в 379 г. закона, осуждавшего все ереси и особенно арианство и 
донатизм. В следующем году был издан другой закон, который предписывал 
конфискацию мест собраний еретиков и передачу их церквей сторонникам никейской 
веры. 
Таким образом, начало 380-х годов ознаменовалось решительным поворотом в 
религиозной политике императорской власти. В отношении и язычества, и ересей 
были предприняты первые шаги, явно направленные на устранение с политической 
арены этих двух сил, противостоящих никейству. 
Поворот, начатый Грацианом, был вскоре закреплен самой церковью, одержавшей 
внушительные победы в споре с язычниками об алтаре Победы и в конфликте с 
арианами из-за базилики в Медиолане. Эти победы свидетельствовали о коренном 
переломе в “завоевании” новой религией старой империи. 
Завершение христианизации при Феодосии 
Последним императором, при котором Римская империя еще существовала некоторое 
время как единое целое, был Феодосий (379-395). При нем получили логиче
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 9
 <<-