Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: История :: История Европы :: История Древнего Рима и Италии :: Казаков М.М. - ХРИСТИАНСКАЯ ЦЕРКОВЬ И РИМСКАЯ ИМПЕРИЯ В IV ВЕКЕ.
<<-[Весь Текст]
Страница: из 9
 <<-
 
ция оказалась несостоятельной: раздоры в 
среде христиан усилились при нем настолько, что отвратили от христианства 
многих колеблющихся и даже новообращенных, а меры против язычества оказались 
малоэффективными. Попытка нанести удар древней религии в условиях ослабления 
внутренними раздорами и внешним давлением христианской церкви была обречена на 
неудачу и привела к противоположному результату – короткому, но яркому периоду 
возрождения язычества при Юлиане. 
Юлиан Апостат 
Правление Юлиана оказалось переломным в сосуществовании язычества и 
христианства и оказалось очень значимым для судеб последнего. Юлиан, по сути, 
дал понять христианским лидерам, что христианизация Римской империи не может 
произойти “автоматически”, и заставил их всерьез задуматься над тем, к чему 
может привести “обращение” христианства в империю. Кроме того, Юлиан дал 
христианам образцы борьбы с враждебной религией в условиях “мирного 
сосуществования”, причем об эффективности этих методов христиане могли судить 
на собственном опыте. 
Меры Юлиана по отношению к христианству отнюдь не были столь же суровыми, как 
его предшественника в отношении язычества: он лишь отстранил христиан от 
общественных должностей и запретил христианским учителям преподавать в школах. 
Вместе с тем, Юлиан не только предоставил христианам свободу вероисповедания, 
но даже вернул из ссылки епископов, изгнанных Констанцием, не без основания 
рассчитывая ввергнуть церковь в новые междоусобные распри. Но Юлиан попытался 
сделать по отношению к христианству то, что спустя два десятилетия обрекло на 
гибель язычество, – он лишил церковь государственного субсидирования и отменил 
существовавшие на этот счет законы Константина – Констанция, а также все 
привилегии клирикам. Эти меры фактически приостановили процесс слияния 
государства и церкви. Действуя по отношению к христианству мудро, осторожно и 
расчетливо, Юлиан не дал повода даже церковным историкам назвать его гонителем 
христиан, хотя никто из них не отрицал его отступничества. 
Политика Юлиана по отношению к язычеству может быть охарактеризована как 
попытка создания своеобразной государственной языческой церкви или как желание 
перекроить язычество на христианский лад. При Юлиане древняя религия в 
последний раз испытала все блага государственного покровительства: 
восстанавливались и строились храмы и алтари, возобновлялись древние обряды и 
празднества, жрецы и осыпались почестями и привилегиями, храмам возвращались 
отнятые у них деньги и хлебные запасы. 
Однако торжество язычества было очень кратковременным. Реанимация древней 
религии в новых условиях не могла иметь успеха. Историческая инициатива была у 
христианства, которое обладало уже многим из того, чем хотел наделить язычество 
Юлиан. Вместе с тем, “языческая реакция” показала, что древняя религия еще 
обладает значительной силой и большим количеством сторонников, активно 
сопротивлявшихся христианизации. Правление Юлиана выявило также и 
нестабильность отношений церкви и государства и заставило лидеров церкви 
по-новому взглянуть на опасные стороны цезарепапизма. 
Решительный разрыв с религиозной политикой Юлиана произошел сразу после его 
смерти. Император Иовиан (363-364) отменил антихристианские распоряжения своего 
предшественника, восстановил почти в полной мере привилегии христиан и вернул 
из ссылки “за не отступление от благочестия”. Никаких репрессивных мер в 
отношении язычества предпринято не было. Напротив, Иовиан издал эдикт о 
терпимости, в котором гарантировалась безопасность отправления старинных 
обрядов. 
Религиозный мир при Валентиниане I 
Сменивший Иовиана император Валентиниан I (364-375) открыл своим правлением 
последний период религиозного мира. Хотя сам Валентиниан, по свидетельству 
источников, был ревнивым христианином и одним из немногих, сосланных за веру 
Юлианом, внешняя опасность со стороны варваров, внутренняя нестабильность 
империи и противодействие язычников христианизации заставили этого императора 
вернуться к принципу веротерпимости. 
В отношении христианства Валентиниан действовал довольно сдержанно. Он снова 
разрешил христианским учителям преподавать в школах, подтвердил христианские 
иммунитеты и привилегии и запретил ставить воинов-христиан на посты около 
языческих храмов, а также постановил не принуждать христиан к участию в 
гладиаторских играх. Однако Валентиниан I из государственных соображений издал 
ряд законов, ограничивающих права христиан: было ограничено право убежища, 
возвращены в курии лица, вступившие в клир, чтобы избежать муниципальных 
обязанностей, обложены налогом клирики, занимавшиеся торговлей. Большой 
резонанс в среде христианского клира вызвал закон Валентиниана Iзапрещавший 
клирикам посещать дома вдов и сирот и объявлявший недействительными их 
завещания в пользу духовных лиц. 
Язычество при Валентиниане I не подверглось каким-либо серьезным ограничениям и 
притеснениям, и политика его по отношению к древней религии определялась в 
первую очередь заботой императора о внутреннем мире в государстве и идеей 
веротерпимости. Хотя Валентиниан отобрал у языческих храмов имущество, 
возвращенное им Юлианом, он не отдал его христианским церквам, а присоединил 
все к государственным владениям. Подтвердив легальный статус язычества, 
Валентиниан, тем не менее, возобновил упраздненные Юлианом законы против тайных 
жертвоприношений, гаданий, предсказаний судьбы и приказал строго применять их, 
а также приравнял магические обряды к тяжким преступлениям. 
Валентиниан I терпимо относился ко всем религиозным сектам, кроме манихеев, 
деятельность которых он считал вредной для государства. Безразличен он был и к 
ересям и воздерживался от участия в религиозных спорах, за исключением тех 
случаев, когда церковные 
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 9
 <<-