|
ницей в храм, чтобы
провести там ночь в ожидании какого-нибудь оракула. Теперь один из жрецов,
который должен был бы присутствовать при вопрошании воли небес, приходит только
для формы сообщить, что не было никаких неблагоприятных ауспиций, и этим все
довольствуются.
Разговор этот был прерван молодой Метеллой, которая пришла в сопровождении
своей матери. Она может быть названа типичной римской красавицей: это была
блондинка с низким лбом, маленьким орлиным носом, черными и очень быстрыми
глазами, над которыми дугою идут брови, начинающиеся чуть не у самых щек и
почти сросшиеся на переносице, с маленьким ротиком, щеками цвета роз и лилии,
маленькой ножкой, белой и длинной рукой, пальцы которой, округленные и слегка
приподнятые в концах, украшены розовыми ногтями.
Особенный блеск красоте Метеллы, которой было 14 лет, придавал костюм
новобрачной: на ней было гладкое белое одеяние, длинное, ниспадавшее до самого
пола, а сверху грациозно накинутая на голову palla, которая окаймляла ее лицо,
оставляя на лбу открытыми волосы, разделенные пробором на две пряди. Это
обычный костюм матрон, только причесана была новобрачная и palla на ней была
надета так, как у весталок, в знак ее чистоты и невинности. Разница была лишь в
цвете palla, которая у Метеллы была не белая, а цвета шафрана или скорее
желтоватого пламени, вследствие чего такая одежда называется flammeum. Такая
palla, предназначенная исключительно замужней женщине, служила ей как бы
покрывалом, откуда и само название патрицианской свадьбы nuptiae (от nubere —
скрывать [1]). Обута была новобрачная в башмаки также желтого цвета.
Гражданская власть не вмешивается в подобного рода браки; но того же нельзя
сказать о духовной власти. Pontifex Maximus и фламин Юпитера занимали почетное
место на этих свадьбах и освящали их. Этих жрецов ожидали, прислушиваясь, когда
наконец пучки прутьев застучат в дверь и возвестят об их приходе. Они тотчас
были введены в sacrarium, куда за ними последовали буду-
__________
* Предсказание будущего по полету птиц.
[1] О женской одежде см. гл. VI, ст. 1-ю. История Рима.
59
ющие супруги, их родители, а также 10 свидетелей, как того требовал закон.
Метелл приказал открыть перистиль для всех, и толпа заполнила портики.
Фабий и Метелла поместились в кресло с двумя сидениями, оно было покрыто шкурой
овцы, принесенной в жертву. Фламин положил правую руку девушки в правую руку
юноши и произнес священные слова, означавшие, что жена должна быть приобщена к
имуществу мужа и его святыням. Затем он принес Юноне, покровительнице браков,
жертву с возлияниями из вина с медом и молока. Среди жертвенных предметов был
между прочим пшеничный хлеб, называемый far, который приносила новобрачная. От
этого хлеба far и произошло название такого рода брака — confarreatio. Во время
жертвоприношения печень жертвы бросалась к подножию алтаря в ознаменование того,
что всякие огорчения должны быть изгнаны из этого супружества.
Метелл сделал своей дочери свадебный подарок: дал ей полное приданое,
драгоценные камни, ожерелья. Этот подарок был делом его щедрости, но в условиях,
записанных на свадебных табличках, сказано было, что Метелла принесет с собой
миллион сестерций (обычное приданое девушек из хорошей семьи), причем эта сумма
должна быть уплачена в три срока; первая же часть в самый день свадьбы [1]. По
выходе из sacrarium'а обе семьи вместе с десятью свидетелями и авгуром
заперлись, чтобы заняться этим делом. Согласно весьма распространенному обычаю,
Метелла приносила с собой в дом также и раба, известного под именем приданного
раба. Вслед за этим таблички, на которых был написан брачный договор, помещены
были в государственный tabularium, а копия с них в tablinum дома.
Толпа медленно расходилась. Я последовал за ней и дошел до форума, как вдруг
встретил многолюдную процессию, отправлявшуюся в преторский трибунал. Это два
плебейских семейства, которые собирались породниться посредством брака молодых
людей, шедших во главе толпы.
__________
[1] «Если бы все богатые люди брали так же, как я, дочерей бедных граждан, то в
нашем государстве было бы больше согласия, мы бы возбуждали меньше ненависти, а
наши жены, удерживаемые страхом наказания, не разоряли бы нас своей
расточительностью. Они старались бы хорошими качествами возместить недостаток
приданого и поэтому стоили бы больше, чем теперь. Жена не приходила бы к тебе
говорить: приданое мое более чем удвоило твое имущество, ты должен мне давать
пурпурные ткани, драгоценные камни, рабов, мулов, возниц, слуг, которые бы
следовали за мной, еще слуг для посылок, повозки для разъездов... Бешеные
расходы сопровождают обыкновенно большое приданое. Жена, которая ничего не
принесла, подчинена мужу, но жена с богатым приданым — это бич, это несчастье».
(Плавт «Aulularia» 434 и след.).
60
Плебейский брак представляет собой куплю (coemptio). Муж покупает себе жену,
которая по закону становится его рабой. Ее продает отец или опекун в
|
|