Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: История :: История Европы :: История Древнего Рима и Италии :: П. Гиро - "Частная и общественная жизнь римлян"
<<-[Весь Текст]
Страница: из 282
 <<-
 
 (тоже на Марсовом поле), 
кажется, был деревянный. Амфитеатр Флавиев, или Колизей, был начат Веспасианом 
и освящен Титом в 80 г. Маленький амфитеатр под названием amphitheatrum 
castrense, относящийся, вероятно, ко времени немного более позднему, 
предназначен был, может быть, для воинов преторианского лагеря.
Приводим некоторые подробности относительно Колизея. Он занимал часть места, на 
котором раньше стоял Золотой Дом Нерона, там, где начали копать большое 
искусственное озеро для навмахий. Название свое Колизей получил от колоссальной 
статуи Нерона, стоявшей на этом месте. Это громадное сооружение относится к 
двум различным эпохам, отделенным друг от друга значительным про-

__________
* Известный патрицианский род в Риме Х—XIII вв.
 

48
 
межутком времени. К властвованию Веспасиана и его сыновей относятся первые три 
яруса фасада; четвертый был сооружен никак не раньше властвования Александра 
Севера и Гордиана III.*
Колизей имеет вид эллипса с окружностью в 546 метров. Высота его 49 метров, 
длина продольной оси 188 метров, поперечной 156 метров. Вокруг арены в 76 
метров длины и 46 метров ширины идет стена в 6 метров — podium, а дальше 
тянутся в глубь в среднем на 50 метров многочисленные ряды скамеек, круглым 
счетом на 87 тысяч мест, не считая 20 тысяч человек, которые могут 
присутствовать на представлении стоя. Все это пространство, предназначенное для 
публики, делится на несколько ярусов (moeniana или caveae), идущих параллельно 
эллиптической окружности арены. Ярусы отделяются друг от друга коридором и 
маленькой стеной (praecinctiones) и заключают в себе несколько рядов скамеек. 
Нижний ярус, ближайший к podium'у, назывался infima cavea и был предназначен 
для членов императорского дома и самых значительных особ, в других ярусах 
размещались сообразно своему положению различные классы населения. Последний 
этаж (suprema cavea)

__________
* Александр Север (222—235 гг. н. э.), Гордиан III (238—244 гг. н. э.)
 

49
 
примыкал к наружной стене и был украшен портиком, здесь стояли только 
деревянные скамейки.
Все эти концентрические пояса, которые представляли собою ярусы, были прорезаны 
проходами, по которым публика шла усаживаться на свои места, войдя в амфитеатр 
через так называемые vomitoria. Все эти проходы сходились к podium'у, 
вследствие чего дся масса идущих уступами мест для зрителей представлялась с 
арены в виде ряда полос, постепенно расширявшихся и похожих на клинья: отсюда 
название cunei, которым обозначались различные части амфитеатра.
Под местами для зрителей параллельно арене шли многочисленные коридоры со 
сводами, которые посредством лестниц соединялись с вомиториями; таким образом 
устанавливалось непосредственное сообщение между саиеае и наружными выходами. 
Эти коридоры могли также служить убежищем для публики на случай непогоды.
Наружная стена Колизея имеет четыре этажа по фасаду, каждый из трех нижних 
этажей прорезан 80-ю полукруглыми арками, отделяющимися друг от друга колоннами.
 Все эти просветы ничем не были закрыты, в первом и во втором этаже их украшали,
 по-видимому, статуи. Последний этаж окружен был пилястрами, между которыми 
находилось сорок четырехугольных окон. Между окнами и карнизом устроены были 
консоли для прикрепления мачт, к которым привязывались канаты velarium'а, 
громадного навеса из 240 полотнищ, защищавшего зрителей от солнца.
Наконец, под ареной раскопки обнаружили подвалы для диких зверей, водопроводы, 
предназначенные, по-видимому, для доставления воды для навмахий, и множество 
более или менее правильно расположенных коридоров, назначение которых осталось 
до сих пор неизвестным.
(По Паскалю, Dictionn. des antiq I, pp. 1187 et suivantes; Middleton, The 
remains of ancient Rome II, chap. II, III, et IV; J. Martha, l'Archeologie 
romaine, p. 170—173).

10. Портики и сады
Во времена империи портики занимали значительную часть Марсова поля. Они шли 
почти без перерыва один за другим, наполняя все пространство, которое 
оставалось свободным между цирками, театрами, стадиями и храмами. Их 
насчитывалось не меньше 20 между Капитолием, Квириналом и Тибром. В 
республиканскую эпоху портики были еще редкостью, притом портики, уже 
существовавшие тогда, не были просто местом прогулки, а имели каждый свое 
особое назначение. Так портик Минуция служил хлебной биржей; в портике,



50
 
окружавшем масляный рынок, приютились огородники; в портике близ театра Помпея 
укрывались зрители на случай бури. Август устроил несколько портиков для общего 
пользования. Некоторые из них были построены за его собственный счет, как, 
например, портик Октавии, находящийся теперь в старинном Гетто (еврейском 
квартале), или портик, называвшийся Ad nationes: в нем стояли колоссальные 
статуи, изображавшие различные народы света. Август заново перестроил портик, 
который назывался «кори
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 282
 <<-