Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: История :: История Европы :: История Древнего Рима и Италии :: Елена Федорова - Императорский Рим в лицах
 [Весь Текст]
Страница: из 92
 <<-
 


Императорский Рим в лицах
Елена В. Федорова


  Тема этой книги - люди императорского Рима, как они выглядели и что собой 
представляли: римский скульптурный портрет дан в соединении с тем 
повествовательным материалом, который содержится в произведениях античных 
писателей и в надписях; таким образом, искусство скульптуры и искусство слова 
взаимно дополняют друг друга. Римский скульптурный портрет является в высшей 
степени ценным психологическим документом мировой истории, так как виртуозная 
техника ваятеля сочетается в нем с беспощаднымреализмом. Римский портрет, как и 
античная литература, убеждает нас в том, что античный мир был миром очень 
энергичных людей с чрезвычайно богатым разнообразием характеров и интеллекта, 
был миром людей, психология которых во многом перекликаетсяс психологией 
современного человека: у древних римлян были иные социально - экономические 
условия, иной исторический опыт, но в принципе они были такими же людьми, как и 
мы.



Елена Федорова

Императорский Рим в лицах



Введение

Императорский Рим – это третий, завершающий период истории древнего, 
рабовладельческого Рима. Ему предшествовали Рим царский, слабо мерцающий в 
густом сумраке далеких веков, и Рим республиканский, вышедший на широкую арену 
мировой истории в III – II вв. до н. э. и силой оружия подчинивший себе 
огромные территории.

Древние римляне всегда были агрессорами и не скрывали этого; война была их 
естественным состоянием. Удачные войны от века к веку приносили Риму все больше 
и больше материальных ценностей, а военнопленные, превращенные в рабов, 
постепенно стали все энергичнее использоваться в производстве, составляя 
конкуренцию труду свободного земледельца, римского гражданина.

Долговое рабство римляне запретили еще на заре своей истории, считая 
недопустимым превращение сограждан в рабов, разорившийся должник становился 
нищим, но не рабом.

Рабовладельческий способ производства в условиях Римского государства достиг 
наивысшего развития в период с конца III в. до н. э. до II в. н. э.; с конца II 
в. наступает тяжелый общий кризис рабовладельческого способа производства, 
который на протяжении III и IV вв. постепенно, но неуклонно утрачивает свою 
жизнеспособность и в V в. изживает себя; вместе с ним уходит в небытие античный 
Рим.

С конца III – начала II в. до н. э. на смену первоначальному, патриархальному 
рабству приходит рабство развитое, классическое; если когда-то, в давние 
времена, в Риме рабов было так мало, что они даже имен своих не имели и 
юридически считались детьми господина (если хозяина, например, звали Гай, то 
раб его именовался Гаипор, что означает «сын Гая»), то теперь рабов становится 
много и их труд широко применяется в производстве: раб фактически переходит на 
положение орудия производства, на положение вещи, которую берегут, пока она в 
хорошем состоянии, и которую выбрасывают, когда она пришла в негодность.

Какой холодной жутью веет от деловитых, бесстрастных слов рачительных римских 
хозяев:

«Хозяин осмотрит скот; устроит распродажу: продаст масло, если оно в цене; 
продаст вино, лишек хлеба, старых волов, порченую скотину, порченых овец, 
шерсть, шкуры, старую телегу, железный лом, старого раба, болезненного раба; и 
если есть что лишнее, то продаст. Пусть хозяин будет скор на продажу, не на 
покупку…

Вот обязанности вилика (управителя виллы): завести хороший порядок; соблюдать 
праздники; чужого в руки не брать; свое охранять тщательно; рабам не позволять 
ссориться; если кто в чем провинился, хорошенько наказать, смотря по проступку.

Рабам не должно житься плохо: пусть не мерзнут и не голодают. Пусть хорошенько 
заставляет их работать: легче удержит от проступков и воровства. Если вилик не 
захочет худа, худа не будет. Если он допустит, пусть хозяин того не оставит 
безнаказанным. За хорошую работу пусть благодарит, чтобы и остальным хотелось 
 
 [Весь Текст]
Страница: из 92
 <<-