|
дней.
По мнению Тацита (см. Ист. I, 50), Веспасиан – единственный император, которого
власть изменила в лучшую, а не в худшую сторону: он обладал величайшей
терпимостью и прислушивался ко всякому правдивому слову (см. Тац. Ор. 8).
«Щедр он был ко всем сословиям: сенаторам пополнил их состояния, нуждавшимся
консулярам (бывшим консулам) назначил по 500 тысяч сестерциев в год, многие
города по всей земле отстроил еще лучше после землетрясений и пожаров, о
талантах и искусствах обнаруживал величайшую заботу» – так характеризует его
Светоний (Been. 17).
Веспасиану удалось установить хорошие отношения как с сенатом, который был
оплотом древней римской аристократии, так и с провинциальной знатью.
Будучи в 73 г. цензором, он пересмотрел списки сенаторов и всадников, кое-кого
по своему усмотрению исключил, а достойных людей из числа жителей Италии и
провинций ввел в состав сената и всадничества.
Веспасиан навел порядок в войсках и поднял дисциплину. Восставшие во время
гражданской войны батавы в Галлии были усмирены, Иерусалим взят, с опасной
Парфией удалось установить мирные отношения.
Веспасиан очень заботился о безопасности границ римских владений, ничто не
ускользало из поля его зрения; он проявил заботу о безопасности даже далекого
иберийского (грузинского) царя Митридата, союзника Рима, и повелел построить
(или основательно реставрировать) для него крепость около Мцхеты, древней
столицы Иберии (Грузии), что и было сделано, как о том повествует найденная в
XIX в. на территории Мцхеты греческая надпись, которая теперь экспонируется в
Историческом музее города Тбилиси.
Веспасиан покровительствовал Испании, Галлии и Африке в ущерб странам
Восточного Средиземноморья; он лишил самостоятельности Грецию, которая получила
ее от Нерона за то, что прилежно рукоплескала его выступлениям в театре.
Греки были недовольны Веспасианом, и философы-киники стали всячески порочить
его, за что и были изгнаны из Рима в 71 г.; одновременно были изгнаны и
астрологи.
Веспасиан имел славу справедливого человека. По словам Светония (Been. 15), «ни
разу не оказалось, что казнен невинный – разве что в его отсутствие, без его
ведома или даже против его воли». Он не был злопамятен и мстителен. Еще во
времена Нерона ему было однажды отказано от двора, и когда он в смятении стал
спрашивать, куда же ему теперь деваться, наглый дворцовый служитель ответил,
чтобы он убирался подальше. Став императором, Веспасиан повстречал наглеца, а
когда тот смиренно стал просить прощения, он так же послал его на все четыре
стороны. Один философ-киник отнесся к Веспасиану непочтительно и даже залаял на
него, но могучий император ограничился тем, что обозвал его псом (см. Свет.
Been. 13-14).
Современники упрекали Веспасиана лишь в одном пороке – в скаредности.
Он налагал тяжелые подати на провинции, увеличивая их иногда вдвое, и изощрялся
во введении новых налогов. Он даже ухитрился получать доход с общественных
уборных. Его собственный сын Тит открыто возмущался этим неслыханным
нововведением. Когда Веспасиан получил первую прибыль, он сунул в нос Титу
монету и спросил, пахнет ли она; отсюда и пошло широко известное выражение
«деньги не пахнут».
По словам Светония (Been. 16), «он открыто занимался такими делами, каких
стыдился бы и частный человек. Он скупал вещи только затем, чтобы потом
распродать их с выгодой, он без колебания продавал должности соискателям и
оправдания подсудимым, невинным и виновным, без разбору; самых хищных
чиновников, как полагают, он нарочно продвигал на все более высокие места,
чтобы дать им нажиться, а потом засудить, – говорили, что он пользуется ими,
как губками, сухим дает намокнуть, а мокрые выжимает».
Такое поведение Веспасиана, вероятнее всего, объяснялось не столько
скаредностью его натуры, сколько бедственным состоянием государственной казны
после многих лет безумных роскошеств Нерона и двух лет гражданской войны. В
самом начале своего правления Веспасиан объявил, что нужно 40 миллиардов
сестерциев, чтобы поднять государство на ноги.
Веспасиан серьезно занялся приведением в порядок города Рима, который пострадал
во время гражданской войны так сильно, что был сожжен даже храм Юпитера
Капитолийского, главная святыня государства. Веспасиан, «приступив к
восстановлению Капитолия, первый своими руками начал расчищать обломки и
выносить их на собственной спине» (Свет. Been. 9, 5).
Для украшения Рима Веспасиан стал строить храм Клавдия, который все-таки
|
|