|
Этими словами он до такой степени покорил их, что они утратили всякую наглость
и даже преисполнились к нему благодарности.
Цезарь добавил: «Вы получили от меня все, ни одного из вас я не буду принуждать
нести военную службу, если, однако, кто-либо по своей воле захотел бы вместе со
мной довершить оставшееся, того я охотно возьму назад». Услышав это, они весьма
возрадовались, и все единодушно захотели снова взяться за войну.
Цезарь, отставив из них тех, которые как более умеренные могли бы прожить
земледелием, остальных взял обратно к себе в войско. С ними он поступил так:
особенно дерзких и способных сотворить большое зло он из Италии, дабы они не
затеяли там мятежа, перевел в Африку и с удовольствием под разными предлогами
использовал их в особо опасных делах; так он одновременно и от них избавился и
ценою их жизни победил своих врагов. Он был человеколюбивейшим из людей и
сделал очень много добра воинам и другим, но страшно ненавидел смутьянов и
обуздывал их самым жестоким образом» (Дион Касс. 42, 52-54).
Катон Утический. Бронза. Волубилис (Марокко). Музей
В конце 47 г. до н. э. Цезарь направился в Африку, где с большим войском засели
уцелевшие помпеянцы; он разгромил их в битве при Тапсе в апреле следующего года.
Последний непоколебимый защитник республиканских принципов Марк Порций Катон
покончил с собой в североафриканском городе Утика и вошел в историю с прозвищем
«Утический». Гай Саллюстий Крисп, бывший в те годы сторонником Цезаря, а
впоследствии отошедший от политики и посвятивший себя литературной деятельности,
дал сопоставительную характеристику Цезаря и Катона как двух самых выдающихся
людей той эпохи:
«Почти равные по происхождению, возрасту и силе красноречия, они были одарены
величием духа, равно как и славой, в одинаковой степени, но каждый по-разному в
соответствии со своей индивидуальностью. Цезарь был велик своими благодеяниями
и щедростью. Катон – безупречностью жизни. Первый сделался знаменитым благодаря
мягкости и состраданию, второй пользовался уважением из-за своей строгости.
Цезарь снискал себе славу тем, что давал, помогал, прощал, Катон – тем, что
ничего не дарил. В одном несчастные видели себе прибежище, в другом злодеи –
свою гибель. Цезаря хвалили за обходительность, Катона – за твердость. Наконец,
Цезарь взял себе за правило постоянно работать и непрерывно действовать;
внимательно относясь к интересам друзей, он пренебрегал своими; ни в чем не
отказывал, что было достойно подарка; для себя он жаждал высшего командования,
армии, новой войны, где могла бы засверкать его доблесть. Катон, напротив,
стремился к умеренности и нравственной чистоте, но больше всего его отличала
присущая ему суровость. Он не любил состязаться богатствами с богатым,
интригами с честолюбцем, но с энергичным человеком соревновался в храбрости, со
скромным – в стыдливости, с нравственным – в воздержанности. Он предпочитал
быть, а не казаться хорошим. Поэтому, чем меньше он искал славы, тем больше она
сопутствовала ему» (Салл. Заг. Кат. LIV).
Узнав о самоубийстве Катона, Цезарь огорчился, сказав: «Ненавистна мне твоя
смерть, Катон, потому что тебе ненавистно было принять от меня спасение» (Плут.
Кат. LXXII). Вполне возможно, что Цезарь помиловал бы его. Сын Катона
героически погиб в Греции в 42 г. до н. э. в битве при Филиппах, сражаясь с
войсками последователей Цезаря. Дочь Катона была женой того Брута, который стал
убийцей Цезаря и относительно которого у Цезаря были подозрения, что он его
сын; после гибели Брута она покончила с собой.
Вернувшись в Рим из Африки, Цезарь справил три триумфа: египетский, понтийский
и африканский – в честь победы над Египтом, над Фарнаком в Понте и над
приверженцами Помпея в Северной Африке.
Последний триумф фактически был триумфом за победу в гражданской войне, поэтому
Цезарь позаботился о том, чтобы придать ему более приличную внешность.
Официально это был триумф в честь победы над Юбой, одним из царей Северной
Африки.
«Сына царя Юбы, еще совсем маленького мальчика, вели в триумфальной процессии.
Он попал в счастливейший плен, так как впоследствии, став взрослым, он из
варвара-нумидийца превратился в одного из самых ученых греческих писателей.
После триумфов Цезарь принялся раздавать воинам богатые подарки, а народу
устраивал угощения и игры. На 22 тысячах столов было устроено угощение для всех
граждан. Он устроил также игры: гладиаторские бои и морские сражения.
Затем была произведена перепись граждан. Вместо 320 тысяч человек,
насчитывавшихся прежде, теперь оказалось налицо всего 150 тысяч. Такой урон
принесли гражданские войны, столь значительную часть римского народа они
|
|