|
Императорский Рим в лицах
Елена В. Федорова
Тема этой книги - люди императорского Рима, как они выглядели и что собой
представляли: римский скульптурный портрет дан в соединении с тем
повествовательным материалом, который содержится в произведениях античных
писателей и в надписях; таким образом, искусство скульптуры и искусство слова
взаимно дополняют друг друга. Римский скульптурный портрет является в высшей
степени ценным психологическим документом мировой истории, так как виртуозная
техника ваятеля сочетается в нем с беспощаднымреализмом. Римский портрет, как и
античная литература, убеждает нас в том, что античный мир был миром очень
энергичных людей с чрезвычайно богатым разнообразием характеров и интеллекта,
был миром людей, психология которых во многом перекликаетсяс психологией
современного человека: у древних римлян были иные социально - экономические
условия, иной исторический опыт, но в принципе они были такими же людьми, как и
мы.
Елена Федорова
Императорский Рим в лицах
Введение
Императорский Рим – это третий, завершающий период истории древнего,
рабовладельческого Рима. Ему предшествовали Рим царский, слабо мерцающий в
густом сумраке далеких веков, и Рим республиканский, вышедший на широкую арену
мировой истории в III – II вв. до н. э. и силой оружия подчинивший себе
огромные территории.
Древние римляне всегда были агрессорами и не скрывали этого; война была их
естественным состоянием. Удачные войны от века к веку приносили Риму все больше
и больше материальных ценностей, а военнопленные, превращенные в рабов,
постепенно стали все энергичнее использоваться в производстве, составляя
конкуренцию труду свободного земледельца, римского гражданина.
Долговое рабство римляне запретили еще на заре своей истории, считая
недопустимым превращение сограждан в рабов, разорившийся должник становился
нищим, но не рабом.
Рабовладельческий способ производства в условиях Римского государства достиг
наивысшего развития в период с конца III в. до н. э. до II в. н. э.; с конца II
в. наступает тяжелый общий кризис рабовладельческого способа производства,
который на протяжении III и IV вв. постепенно, но неуклонно утрачивает свою
жизнеспособность и в V в. изживает себя; вместе с ним уходит в небытие античный
Рим.
С конца III – начала II в. до н. э. на смену первоначальному, патриархальному
рабству приходит рабство развитое, классическое; если когда-то, в давние
времена, в Риме рабов было так мало, что они даже имен своих не имели и
юридически считались детьми господина (если хозяина, например, звали Гай, то
раб его именовался Гаипор, что означает «сын Гая»), то теперь рабов становится
много и их труд широко применяется в производстве: раб фактически переходит на
положение орудия производства, на положение вещи, которую берегут, пока она в
хорошем состоянии, и которую выбрасывают, когда она пришла в негодность.
Какой холодной жутью веет от деловитых, бесстрастных слов рачительных римских
хозяев:
«Хозяин осмотрит скот; устроит распродажу: продаст масло, если оно в цене;
продаст вино, лишек хлеба, старых волов, порченую скотину, порченых овец,
шерсть, шкуры, старую телегу, железный лом, старого раба, болезненного раба; и
если есть что лишнее, то продаст. Пусть хозяин будет скор на продажу, не на
покупку…
Вот обязанности вилика (управителя виллы): завести хороший порядок; соблюдать
праздники; чужого в руки не брать; свое охранять тщательно; рабам не позволять
ссориться; если кто в чем провинился, хорошенько наказать, смотря по проступку.
Рабам не должно житься плохо: пусть не мерзнут и не голодают. Пусть хорошенько
заставляет их работать: легче удержит от проступков и воровства. Если вилик не
захочет худа, худа не будет. Если он допустит, пусть хозяин того не оставит
безнаказанным. За хорошую работу пусть благодарит, чтобы и остальным хотелось
|
|