|
передавал ему свое имя. Многие убийцы были им названы в числе
опекунов своего сына, буде таковой родится, а Децим Брут – даже среди
наследников во второй степени [207] . Народу он завещал сады над Тибром в
общественное пользование и по триста сестерциев каждому гражданину.
84. День похорон был объявлен, на Марсовом поле близ гробницы Юлии сооружен
погребальный костер, а перед ростральной трибуной – вызолоченная постройка
наподобие храма Венеры-Прародительницы; внутри стояло ложе слоновой кости,
устланное пурпуром и золотом, в изголовье – столб с одеждой, в которой Цезарь
был убит. Было ясно, что всем, кто шел с приношениями [208] , не хватило бы дня
для процессии: тогда им велели сходиться на Марсово поле без порядка, любыми
путями. (2) На погребальных играх, возбуждая негодование и скорбь о его смерти,
пели стихи из «Суда об оружии» Пакувия [209] —
Не я ль моим убийцам был спасителем? —
и из «Электры» Ацилия [210] сходного содержания. Вместо похвальной речи консул
Антоний объявил через глашатая постановление сената, в котором Цезарю
воздавались все человеческие и божеские почести, затем клятву, которой сенаторы
клялись все блюсти жизнь одного, и к этому прибавил несколько слов от себя
[211] . (3) Погребальное ложе принесли на форум должностные лица этого года и
прошлых лет. Одни предлагали сжечь его в храме Юпитера Капитолийского, другие –
в курии Помпея, когда внезапно появились двое неизвестных, подпоясанные мечами,
размахивающие дротиками, и восковыми факелами подожгли постройку. Тотчас
окружающая толпа принялась тащить в огонь сухой хворост, скамейки, судейские
кресла, и все, что было принесенного в дар. (4) Затем флейтисты и актеры стали
срывать с себя триумфальные одежды, надетые для такого дня, и, раздирая,
швыряли их в пламя; старые легионеры жгли оружие, которым они украсились для
похорон, а многие женщины – свои уборы, что были на них, буллы [212] и платья
детей. (5) Среди этой безмерной всеобщей скорби множество иноземцев то тут, то
там оплакивали убитого каждый на свой лад, особенно иудеи [213] , которые и
потом еще много ночей собирались на пепелище.
85. Тотчас после погребения народ с факелами ринулся к домам Брута и Кассия.
Его с трудом удержали; но встретив по пути Гельвия Цинну, народ убил его,
спутав по имени с Корнелием Цинной, которого искали за его произнесенную
накануне в собрании речь против Цезаря; голову Цинны вздели на копье и носили
по улицам. Впоследствии народ воздвиг на форуме колонну из цельного
нумидийского мрамора, около двадцати футов вышины, с надписью «Отцу отечества».
У ее подножия еще долгое время приносили жертвы, давали обеты и решали споры,
принося клятву именем Цезаря.
86. У некоторых друзей осталось подозрение, что Цезарь сам не хотел дольше
жить, а оттого и не заботился о слабеющем здоровье и пренебрегал
предостережениями знамений и советами друзей. Иные думают, что он полагался на
последнее постановление и клятву сената и после этого даже отказался от
сопровождавшей его охраны из испанцев с мечами: (2) другие, напротив, полагают,
что он предпочитал один раз встретиться с грозящим отовсюду коварством, чем в
вечной тревоге его избегать. Некоторые даже передают, что он часто говорил
[214] : жизнь его дорога не столько ему, сколько государству – сам он давно уж
достиг полноты власти и славы, государство же, если что с ним случится, не
будет знать покоя, а только ввергнется во много более бедственные гражданские
войны. 87. Как бы то ни было, в одном согласны почти все: именно такого рода
смерть была ему почти желанна. Так, когда он читал у Ксенофонта [215] , как Кир
в предсмертном недуге делал распоряжения о своем погребенье, он с отвращением
отозвался о столь медленной кончине и пожелал себе смерти внезапной и быстрой.
А накануне гибели, за обедом у Марка Лепида в разговоре о том, какой род смерти
самый лучший, он предпочел конец неожиданный и внезапный.
88. Он погиб на пятьдесят шестом году жизни и был сопричтен к богам, не только
словами указов, но и убеждением толпы. Во всяком случае, когда во время игр,
которые впервые в честь его обожествления давал его наследник Август, хвостатая
звезда сияла в небе семь ночей подряд, появляясь около одиннадцатого часа [216]
, то все поверили, что это душа Цезаря, вознесенного на небо. Вот почему
изображается он со звездою над головой. В курии, где он был убит, постановлено
было застроить вход, а иды марта именовать днем отцеубийственным и никогда в
этот день не созывать сенат.
89. Из его убийц почти никто не прожил после этого больше трех лет и никто не
умер своей смертью. Все они были осуждены и все погибли по-разному: кто в
кораблекрушении, кто в битве. А некоторые поразили сами себя тем же кинжалом,
которым они убили Цезаря [217] .
Книга вторая
БОЖЕСТВЕННЫЙ АВГУСТ
1. Род Октавиев некогда был в Велитрах одним из виднейших: об этом говорит
многое. Там есть переулок в самой населенной части города, который издавна
называется Октавиевым; и там показывают алтарь, посвященный одному из Октавиев.
Будучи военачальником в одной пограничной войне, он приносил однажды жертвы
Марсу, как вдруг пришла весть о набеге врагов: выхватив из огня внутренности
жертвы [1] , он рассек их полусырыми, пошел на бой и вернулся с победой.
Существовало даже общественное постановление, чтобы и впредь жертвенные
внутренности приносились Марсу таким же образом, а остатки жертвы отдавались
Октавиям.
2. Этот род был введен в сенат Тарквинием Древним в числе младших родов [2] ,
|
|