|
ракл так хватил его палицей, что разом вышиб из него дух! Злодей кончил жизнь,
как и его жертвы: бешеные кобылицы разорвали его на куски, и Геракл увел их к
царю Еврисфего, у которого служил! Вот почему по всей Фракии чтут Геракла и на
монетах выбивают надпись: «Геракл — спаситель фракийцев».
Местные цари ведут значительную торговлю, получают со всех сторон много
подарков. В торговле первенство должно быть отдано, бесспорно, медам и одриссам.
У одриссов тоже значительный флот, совершающий длительные плавания, с зерном,
с прекрасными изделиями наших ремесленников. Регулярно эти корабли отплывают от
фракийских берегов, где пена вокруг скал белеет, волны бурно поднимаются и
разбиваются о сушу на тысячи брызг, где такое горячее солнце и одновременно
яростные ветры, — ведь знаменитый Борей является фракийским богом и считается в
то же время зятем афинян, поскольку он женат на дочери героя Эрехтейя.
Царская власть во многих землях Фракии, не стану скрывать, становится все
тяжелее. Цари деспотичны и алчны, все они страшно любят «подарки», которые
вымогают с помощью самого мерзкого насилия. Все цари живут одинаково: среди
каждодневной несправедливости, величайшего лицемерия, в немыслимом разврате,
среди постоянных убийств недовольных, родственников, братьев и детей, среди
откровенных грабежей соседей и подданных, среди ужасных клятвопреступлений,
постоянной опасности быть преданными собственными домашними. Каждый день за
обедом глотают цари противоядие — так боятся они, что их могут отравить! — и
каждый день цари сами себе говорят: «Я богат, но хочу быть еще богаче! Я славен,
но хочу затмить славой Александра Великого!» И они воюют всю жизнь с
небольшими передышками. В покоренных землях цари живут в укрепленных имениях.
Из опасения восстания они днем и ночью держат на конюшне взнузданных коней. При
неблагоприятном обороте событий они готовы — быстрее ветра! — бежать из
захваченной страны!
Фракийцы покоряются своим царям, хорошим и дурным, но по-разному: хорошим — из
уважения, дурным — только под давлением силы!
О наших рабах я скажу коротко: рабов мы быстро отпускаем за выкуп или
принимаем в общину с равными правами. Рабы наши большей частью женщины. Они
пасут скот, занимаются домашним хозяйством. Самое трудное рабство, без сомнения,
у одриссов. Они все больше отказываются от заветов предков, все больше
становятся похожими на римлян!
Мы, фракийцы, всегда много воевали — и между собой, и с внешними врагами.
Воевали как все: за добычу, за пастбища, за славу. Наши цари воюют ныне за
налоги. Побежденные должны исправно платить их. Дважды фракийцам приходилось
отражать натиск сильных врагов: персов и кельтов-скордисков. С трудом, с
большими потерями (они захватили многие наши земли на длительный срок) удалось
отбиться от них. Теперь перед фракийцами третий, самый сильный враг — римляне!
К ним во Фракии нет единого отношения: одни стоят за союз с римлянами, другие —
за непримиримую борьбу. Народ квиритов успешно продвигается на восток и на
запад, сокрушая по очереди своих врагов. И повсюду римляне одинаковы в своей
политике: всюду требуют людей избранных и сильнейших в свое войско, детей знати
берут в заложники, а говорят лицемерно: «Мы намерены обучить их латинскому
языку!» На самом же деле они готовят из них верных приспешников и слуг, а
родине — заклятых врагов! О других «подвигах» римлян стоит ли говорить? Всем
они хорошо известны: римляне непокорных грабят и разоряют, знать выгоняют из
родовых поместий, у простых людей отнимают дома и поля, всех — даже царских
родственников! — включают в число рабов! Можно ли с этим примириться?!
Общие крики:
— Мы не примиримся никогда!
— И мы тоже не намерены мириться! Мы и наши союзники почти каждый год атакуем
их войска в Македонии и Далмации! Надо нападать на них всюду, где только можно,
— и тогда мы победим!
Местная знать вся военная. Благородными, по фракийским понятиям, являются
только те, кто знает одно военное дело и чужд физическому труду. Впрочем, такой
взгляд, как вы знаете, свойствен многим народам. И у германцев считается
леностью и малодушием добывать потом то, что можно добыть кровью.
Фракийцы на протяжении веков служат воинами и полководцами-наемниками по всему
Средиземноморью: в Вифинии, Лидии, Понте, Македонии, на Крите, на Боспоре, в
Иудее, Египте, у римлян. Самые знаменитые государи — Филипп и Александр из
Македонии, Антиох III Великий, Птолемей Филопатор, Филипп V, Прусий IV,
персидский царевич Кир — все они очень ценили наших воинов и полководцев. У
самого персидского царя Дария Кодомана армией, которая давала Александру
Великому сражение у реки Граник, командовал фракиец по имени Ресак!
Фракийцы очень часто поднимаются в чужих землях до положения крупных
полководцев, людей, близких к царям, определяющих военную политику, решающих
династические вопросы. Немудрено: они очень часто играют роль царской охраны.
Наших дзибетидов всегда окружают отборные, воинственные юноши. В дни мира —
они их гордость, на войне — преданная опора. Такие дружины доставляют
дзибетидам широкую известность. У кого дружина знаменитее и сильнее, к тому
всегда направляется много делегаций с просьбой о помощи против каких-то врагов,
с дарами.
— А каковы у вас брачные обычаи? — спросил германец Церулей. — Я слышал много
противоречивого.
— В брачных отношениях у нас господствует такой порядок, — ответил Спартак. —
Жен покупают за большую плату, добывают в набегах и крепко стерегут от чужих
посягательств. Девушек содержат свободно и не препятствуют им сближаться с
мужчинами. Богатые люди имеют до тридцати жен. Афинский поэт Менандр сказал про
фракийцев совершенно справедливо (да он и сам являлся наполовину фракийцем!):
Берет у нас по десять каждый жен
Иль по одиннадцать, иные больше дюжины.
Ч
|
|